Напомним, последователи неоиндуистского проповедника Шри Чинмоя побывали в одном из вузов столицы Бурятии несколько дней назад. По словам очевидцев, в течение целой пары студенты слушали его проповеди. Одну из студенток, заметившую, что ненормально сначала говорить о счастье, а потом включать «какие-то песни и показывать оболваненных людей», «осадил» преподаватель. Он сказал, что это называется медитацией и распространено абсолютно во всех религиях, в том числе и в христианстве. Девушку буквально подняли на смех.

Инцидент произошёл в Институте филологии и массовых коммуникаций БГУ (бывший филологический факультет). Преподавателя, который пустил последователей Шри Чинмоя на пару, коллеги характеризуют как «уважаемого студентами, тактичного и креативного».

Приводим текст комментария БГУ полностью.

В качестве послесловия к статье «В БГУ вместо занятий студентам предлагают послушать проповеди Чинмоя»

«Прежде всего, если исходить из правды, название статьи должно было звучать следующим образом: «В БГУ на занятии студентам предложили послушать когнитивный метод достижения счастья по Чинмою». Как видите, подобранные под идеологический (авторский) заказ три слова – предлог вместо, существительное проповеди и глагол предлагают, использованный в форме кратности – полностью меняют суть ситуации, которая имела место на занятии по литературе.

Образовательный процесс в вузе на современном этапе предполагает сочетание разных методов, видов и форм образовательной деятельности. Так, кроме традиционных лекций, семинаров, лабораторных занятий одной из форм может стать встреча с представителями общественных организаций и учреждений. Читаем Федеральный государственный образовательный стандарт (главный документ, регламентирующий учебную деятельность), пункт 7.3. раздела VII «Требования к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата по филологии»: «В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственными и общественными организациями, мастер-классы экспертов и специалистов».

Так, встреча с представителями общественной организации, официально зарегистрированной в г. Улан-Удэ, «Бурятское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Центр Шри Чинмоя"» произошла в рамках темы «Проявление концепта «счастье» в литературе и культуре с Древности до наших дней». В качестве альтернативы традиционно-литературным источникам студентам было предложено послушать и посмотреть видеолекцию индийского философа, поэта и музыканта Шри Чинмоя. При этом в основе его лекции лежит метод литературной герменевтики и прием погружения студентов в философскую и литературную среду, отличающуюся от русской. Здесь используется известный принцип дополнительности, который позволяет формировать несколько общекультурных и профессиональных компетенций: владение культурой мышления и стремление к саморазвитию, способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; понимание закономерностей литературного процесса в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи. Дополнительно ставилась задача воспитания толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

К сожалению, студент, который описывает музыкальное сопровождение словами «…заунывно поёт» свои песни, «наяривает» на индийском ситаре», не созревший для восприятия материала в непривычной форме, выразил это в агрессивной форме, в том числе – в виде написания эпатажной статьи.

Ничего противоправного как в методах и формах проведения такого занятия, так и в деятельности преподавателя не было. Видео-лекция подобного рода продемонстрирована студентам только один раз. Традиционно герменевтические и феноменологические приемы объясняются при непосредственных встречах с поэтами, писателями, философами».

«Религиозные проповеди не должны подаваться в рамках светского образования»

Журналист infpol.ru попросил прокомментировать подобные лекции представителя православной церкви. Пресс-секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии Марина Алисова считает их недопустимыми.

- Организация Шри Чинмоя, определённо, является сектой. Это учение не признано в России. Непонятно, как руководство университета могло допустить такую ситуацию, – прокомментировала Марина Алисова.

А известный журналист Сергей Басаев, увлекающийся индуистской культурой, называет подобную форму проведения занятий довольно «сомнительной».

-  Религиозные проповеди не должны подаваться в рамках светского образования, это дело сугубо добровольное, – считает Сергей Басаев. – То, что лекции Шри Чинмоя студенты слушали на занятиях, по крайней мере, нецелесообразно. Чинмой является современным проповедником, интерпретатором традиционного индуизма. Я отношусь к нему с уважением, но лично для себя никакой пользы в его учении не вижу.