Однако сейчас не он представляет предмет нашего обсуждения. Мы будем говорить о другом факторе – о низкой речевой культуре россиян, об отсутствии этикета коммуникации между незнакомыми людьми.

Многие граждане либо не знают о подобной стороне стереотипа о нас, поскольку не знают о существовании другого этикета разговора с незнакомым или малознакомым человеком, либо, зная о стереотипе, не считают нужным на своем индивидуальном уровне менять ситуацию. Возможно, они исходят из мнения «Мне все равно, что о нас думает другой мир».

Здесь, прежде всего, речь идет о том, что в России наблюдается лояльность и великодушие к знакомым и крайняя враждебность к незнакомым людям. Другими словами, существует ярко выраженная разница между личным и публичным пространством. В частности, во многих европейских странах данная ситуация выглядит наоборот:  чужие – отчасти свои, потому что этого требует общественная мораль открытости, а свои – в определенной степени чужие, потому что этого требует личная мораль сдержанности.

Так, нас нисколько не удивляет подобный «этикет» в общественных местах: продавцы, кассиры, операторы, полицейские и другие сервис-провайдеры, с одной стороны, и высокопоставленные и поставленные «слуги народа», с другой, не сильно стараются услужить клиентам и не только не скрывают своего равнодушия, а подчас хамят, не помня, кто является их работодателем.

Что можно, к примеру, найти по этому поводу в иностранной литературе?  В пособии BBC Phrase Book, изданном в США, Иллинойс, Джон Лангран отмечает: «Когда русские [читай: россияне] имеют дело с незнакомыми людьми в магазинах, агентствах, на улице, во время телефонного разговора, они обычно невежливы. Это прежде всего касается Москвы, в меньшей степени – других городов», «… могут окликнуть «Девушка!». Из-за резкости тона трудно вести беседу по телефону…  В начале разговора не представляются, можно лишь слышать «Алло!», затем «Да!» [перевод мой – Д.П.].

Тут невольно вспоминаются обращения к пассажирам в микриках Улан-Удэ, в которых  предлагается «проглотить вовнутрь семечки», или напоминают, что «дверь – это не голова, которая ждет удара»… Отрадно, что такие объявления сегодня стали редкостью.

Отсутствие этикета коммуникации является отсутствием условностей речевого поведения. Уровень цивилизованности определяется в том числе тем, что представитель общества должен чувствовать, что он стеснен или ограничен этими условностями. В таких случаях мы говорим, что он имеет такт, владеет хорошим тоном общения. Основой этого вербального поведения является уважение личного пространства собеседника. Классическим примером здесь является «старая, добрая Англия»: о многих вещах у них принято умалчивать, у нас же – выговаривать без обиняков и околичностей;  не принято у них задавать прямые вопросы, типа Сколько тебе лет? Что вы думаете обо мне? Почему вы не в настроении? и т.д., у нас не зазорно их задавать, при этом часто – из чувства симпатии (опять же речь идет о ситуации с незнакомыми людьми).

Интересно здесь сказать несколько слов о неизменной составляющей разговора хорошего тона – об улыбке. Для запада встреча приветливой улыбкой незнакомого человека, проходящего мимо, или того, с кем вы случайно столкнулись в узком пространстве, чуть ли не возводится в ранг государственной политики.

Так, я была крайне удивлена тому, что в Лондоне на одной из центральных улиц висит (ноябрь прошлого года) огромный слоган Appearances matter — and remember to smile (Внешний вид имеет значение, поэтому не забывайте улыбаться), сказанный когда-то Нельсоном Манделой. Прикол здесь заключается в том, что он обыграл известную поговорку Appearances don’t matter (относительный эквивалент в русском языке – По одежке встречают, по уму провожают). Появление данного призыва в людном месте, очевидно, вызвано тем, что, действительно, в Англии меньше улыбаются, чем в континентальной Европе или в Америке, а британская общественность не хочет «отставать» от ушедшего в этом плане вперед  мира.

Наши угрюмые лица, говорят, достались нам в наследство от нашего прошлого, но это оправдание является слабым утешением для тех многих россиян, которым небезразлично, что о нас думает остальной мир. Мы давно уже не живем в вакууме, поскольку сегодня мир сузился до одного клика «мыши». С другой стороны, в старании делать себя лучше не обязательно брать во внимание остальной мир. Можно во главу угла взять свой мир и задать вопросы Как я выгляжу, как я говорю, становится ли теплее кому-то от случайной встречи со мной? и т.д.  
Ведь человек – на то и человек, что он отличается от животного стремлением и возможностью меняться к лучшему. Разве не этому нас учит великая мудрость, будь то буддийская, христианская, или, просто человеческая?

Полина Дашинимаева, доктор филологических наук, директор Института филологии и массовых коммуникаций.
Фото Аревик Сафарян.