С недавних пор он полюбился жителям Тункинской долины Идея родом из детства Этот факт стал возможен благодаря стараниям предпринимателя Бориса Филатова, который за пять лет вложил в свой бизнес помимо денег и собственную душу. О цветах Борис может рассказывать сколь угодно долго, ведь идея цветочного бизнеса пришла к нему чуть ли не в детстве.

- У нас два пансионата и гостиничный комплекс, которые зимой бездействуют. Нам было необходимо занять чем-то людей. Поэтому я и задумался над идеей выращивания тюльпанов в Тунке, - говорит предприниматель. – Впервые попробовать вырастить тюльпаны мне удалось еще в начале 90-х годов в Иркутске. Не зря ведь говорят, что рядом с цветами зацветаешь и сам. Поэтому считаю, что лучшее, что есть в мире, – дети и цветы.

Но детей надо еще воспитать, а цветы вырастить. Тункинский тюльпанарий уникален и не имеет аналогов как в республике, так и в соседних регионах. По словам бизнесмена, он полностью готов обеспечить цветочный рынок республики и соседних регионов хоть сегодня.

Тюльпаны как бренд

- Это тюльпанарий, не оранжерея. В нашем помещении нет ни одного окна. Это нужно для того, чтобы цветы хорошо росли. Мы держим постоянную температуру. Вообще же солнечный свет сразу «садит» стебель, он вырастает коротким. Поэтому наши тюльпаны во всех отношениях лучше, чем заграничные, и в частности голландские, потому что они выросли в наших суровых сибирских условиях, - уверен господин Филатов.

Общая площадь помещения составляет более 1000 квадратных метров. На сегодняшний день в тюльпанарии растет почти 200 тысяч цветов. В планах у цветовода запустить второй этаж и еще больше увеличить посевные площади.

- В среднем круглый год над цветами трудятся четыре человека, но на срезку и посадку мы стараемся привлекать дополнительные силы. Постоянно здесь работает лишь семья Умаровых, - говорит хозяин тюльпанария.

Пять братьев Умаровых, старший из которых приехал в республику 15 лет назад, считают Тункинскую долину своим домом.

- Мы хотим сделать тункинские тюльпаны брендом Бурятии, который станет широко известен далеко за ее пределами, - говорит один из братьев, Саид.

Кроме того, в планах у цветоводов вырастить собственную луковицу, которая по своим качествам должна превзойти все зарубежные аналоги.

- Пока большинство луковиц у нас голландские, но в скором времени мы будем иметь собственные – тункинские. С запуском второго этажа эта задача станет вполне реальной, - уверен Саид.

Разговор с цветами

Цветовод рассказывает, что тюльпаны надо не просто растить, а еще разговаривать с ними.

- Я даю им имена и веду с ними беседу, ставлю им песни, и, что самое удивительное, у них есть на это реакция, то есть они ведут себя как живые. Считаю, что вырастить тюльпаны, и в особенности здесь, – искусство, которое приходит только с годами. Поэтому ухаживать за цветами посторонним лицам мы не разрешаем, - говорит Саид.

Чтобы вырастить тюльпаны, необходимо постоянно поддерживать влажность в пределах 65 - 70 процентов. При этом температура должна быть постоянной. Сегодня существуют несколько способов выращивания: 5-градусный, 10-градусный и 24-суточный.

- Мы выбрали 10-градусный, так как эти цветы являются самыми устойчивыми. Считаю, что наши тюльпаны лучше голландских. Они более долговечные и стоят до 10 дней, нежели импортные, - рассказывает Борис Филатов.

Минус 10 миллионов

Однако, несмотря на всю красоту, бизнес пока не приносит предпринимателю существенного дохода.

- Когда мы сделаем второй этаж, должны выйти на самоокупаемость. На сегодняшний день я вложил в бизнес более 10 млн рублей. Себестоимость одного тюльпана, не считая труда работников, составляет 30 рублей. В эту сумму входят затраты на покупку угля, дров, электроэнергию, семена и многое другое, - поясняет Борис.

Пока тункинскому тюльпанарию удается реализовать цветы по цене в 35 - 40 рублей за штуку. Кроме того, не из каждой луковицы распускается бутон. Случаются и механические потери, например повреждения при транспортировке. Тем не менее работники тюльпанария никогда не унывают и готовы дальше делать все возможное, чтобы заниматься любимым делом и развивать будущий бренд горной Тунки.

фото Александр Гармаев