Напомним, что пока наша редакция и музыкальное училище стали первыми волонтерами в продвижении национальных костюмов! Сделан первый маленький шажок к тому, чтобы не дать умереть и раствориться родной культуре. Порадовало обсуждение в интернете, многие хотят и готовы ходить в национальной одежде. Но люди сталкиваются с проблемой, где купить или сшить такую одежду.

- Каждый год в Сагаалган у нас проблема. Бегаем и ищем у всех близких и знакомых напрокат детские национальные костюмчики. То в садике просят прийти, то в школе праздник готовится. Везет тем, у кого бабушки сохранили секреты пошива такой одежды, – вздыхает многодетная мама Оюна Эрдынеева. -  Пробовали заказать в ателье, не каждый мастер берется. Оказывается, не все современные закройщики могут сделать выкройку народных костюмов.

Костюм - часть самосознания

Те, кто уже надевал народный костюм, признаются, что испытывали особые ощущения.

- Я надела тэрлик на новогодний корпоратив, когда работала в Москве, - вспоминает экономист Людмила Тугарина. - Вызвала бешеный интерес не столько к себе, сколько к нашей республике, народу и культуре. Мне повезло, что по наследству достались серебряные украшения бабушки. В том числе старинный набор красоты: серебряные ухочистка, щипцы для вытаскивания заноз и даже зубочистка. Мои гламурные коллеги чуть не умерли от зависти, когда я рассказала, что такой набор носила на поясе каждая бурятская женщина.  

Другой наш земляк остался в Петербурге после службы в армии. Он тоже поразил коллег, появившись в офисе в национальном костюме, да еще с бурятским ножом.

- Поймал себя на мысли, будто в армии, в солдатской форме. Я не имел права быть слабым, выглядеть расхлябанным в костюме своего народа. Почти физически ощутил, как возрождает дух и дисциплинирует такая одежда, – рассказывает программист Тумэн Галсанов, – а бурятский нож меня попросили привезти сразу несколько коллег.   

Не дороже мировых брендов

- Я бы и рада сшить или купить, но цена слишком высока. Праздничный женский комплект обойдется, по моим подсчетам, в 10 - 15 тысяч рублей. И это без украшений, – считает предприниматель Любовь Будаева. – Хотя  покупка фирменной одежды дорогих брендов стоит не дешевле родного национального костюма.   

Вопреки представлениям, мужской бурятский костюм на выход обходится не дешевле женского. Потому что подразумевает кисет или табакерку и нож. Кстати, мы можем гордиться тем, что сохранили искусство бурятских ножей. В братской Калмыкии  национальных ножей почти не найти. Там тоже озаботились возрождением традиции надевать народные костюмы.

«Стоит наладить серийное производство, за пример можно взять бурятское кузнечное дело. Бурятские ножи – что-то потрясающее!» – это один из отзывов на калмыцких форумах.

Если даже летний костюм вызывает столько споров и проблем, что говорить о зимнем традиционном. Кстати, с недавних пор в Иволгинском дацане начали возрождать шитье зимних курток на овчине.

Идеи для подарков

- В каждой школе есть традиция - уходящий выпуск что-то дарит родному учебному заведению. Хорошая идея для подарка – скинуться на ткани и пошив национальных костюмов, - предлагает Любовь Будаева. - В советское время мы сами шили на уроках труда костюмы для школьного ансамбля. Так почему бы не совместить приятное с полезным. Средние классы могли бы шить что-то полегче, например шапки.

Дети бы шили и узнавали, что символ плодородия земли олицетворяет черный околыш островерхой шапки. А серебряное навершие с красным кораллом символизирует солнце. Свисающие с навершия красные шелковые нити-кисти – солнечные лучи, воплощение жизненной энергии. А старшие узнавали бы традиции через пошив мужских и женских костюмов разных племен.  

Сейчас очень популярно собирать большое количество народа на празднование первого года с рождения малыша. Этот праздник с древности называется «милан». В наши дни маленький юбиляр может собрать подарки не меньше, чем на свадьбе. Наверняка родители были бы только рады, получи они в дар детский комплект национального костюмчика, пусть и на вырост.

- Я была на свадьбе агинских бурят. Они сохранили прекрасный обычай – шить и дарить на свадьбу молодым национальные костюмы. Такую традицию не грех бы перенять и в других районах, – предлагает Татьяна.

Пока же состоятельные люди заказывают ювелирам наборы серебряных украшений дочерям на свадьбу. Стоят они немало, зато передаются по наследству.

Денежная задумка

Давно витает в воздухе идея открыть салон свадебных национальных платьев. Какая девушка не мечтает о неповторимом подвенечном одеянии?

- Еще в 80-х годах, когда все старались шить свадебные платья, я один раз увидела невесту в стилизованном белом бурятском костюме. Ей хлопали даже незнакомые прохожие у дворца бракосочетания, – вспоминает пенсионерка Марина Тудупова. – Поэтому на свадьбу своей дочери мы хотели взять хотя бы в аренду такое праздничное платье. Оказалось, что арендовать авторские наряды у местных модельеров невероятно дорого. К тому же они  окупают свои дорогие платья тем, что дают напрокат участницам конкурсов красоты.  

В Улан-Удэ можно по пальцам пересчитать учреждения, где персонал обслуживает посетителей в национальных костюмах. Как правило, это рестораны с местной кухней.

- Я уже выполняла заказ на пошив форменной одежды. Другие магазины или фирмы тоже могли бы моделировать удобную рабочую одежду с национальными элементами под свою профессию или  предприятие, – считает швея Яна Галимова. - Было бы уже легче развивать это направление.

Не только сувениры

Национальные костюмы можно увидеть в сувенирных магазинах. Впрочем, купить полный комплект такой одежды решится редкий гость республики. Большинство туристов предпочитают футболки и головные уборы. Мы прошлись по нашим сувенирным лавкам и обнаружили, что везде продаются однотипные футболки и кепки с надписями о Байкале и Бурятии.

Пока для плавного перехода к национальной одежде можно было бы делать бурятские футболки с рисунками в виде запашного халата с «энгэром». К тому же можно сочетать национальные элементы с современной одеждой.

-Я против того, чтобы слепо копировать старинные костюмы. Сейчас и время другое, и ткани более современные. Можно и повседневную одежду шить, стилизуя под национальную, – размышляет Яна.

Действительно, в 90-е годы пальто и платья с национальным колоритом от Зои Дамбиевой и Ларисы Дагдановой украшали улицы не хуже, чем произведения искусства. Тем, кто не имеет пока средств на полный костюм, можно начать с национальных узоров на одежде. Пусть глаза радуют орнаменты или небольшие аксессуары.

Чиновникам Бурятии стоило бы присмотреться к опыту соседей. Например, в Монголии отмечается День монгольского костюма, когда проводятся презентации коллекций монгольских нарядов и этноколлективов, проходит парад в костюмах с участием жителей и гостей Улан-Батора.

Пример соседей  

В Монголии праздник «Дээлтэй монгол», посвященный традиционной одежде представителей всех национальностей, живущих в этой стране, проходит ежегодно в июле после празднования Наадама. Это правильное название нашего Сурхарбана. В торжественном параде принимают участие предприятия и компании города, представители аймаков и просто горожане. Невероятно красивое зрелище – более 10 тысяч людей в национальных  дэгэлах. На празднике можно увидеть костюмы всех народностей Монголии, в том числе бурят и казахов.

Впрочем, идеализировать и там ситуацию не стоит. В Монголии опасаются тенденции, когда национальные костюмы надевают только в большие праздники. Чтобы возвратить их в повседневную жизнь, многие предлагают один день рабочей недели сделать обязательным для надевания национального костюма.

- Есть тенденция, что даже скотоводы надевают традиционный дээли все реже и реже. Были и такие времена в годы Советской Монголии, что стеснялись надевать дээли. Это неправильно со стороны самих монголов... – сокрушался в одном из интервью в Улан-Удэ ставший известным в Бурятии после проекта «Хамаг Монгол» певец Жавхлан.

На свой недавний концерт он попросил прийти зрителей в традиционных костюмах.

- Я был в Калмыкии. Там ситуация с калмыцким языком еще тяжелее, чем с бурятским. Но при этом даже в самых дорогих ночных  клубах регулярно через несколько современных хитов включают  современную калмыцкую песню или мелодию народного танца «чечердык». И все, независимо от национальности, начинают танцевать народный танец. Не зря Кавказ рядом, где лезгинку  танцуют почти все. Пока в Бурятии я плохо представляю себе ехор в ночном клубе.  Никакая власть и никакие указы не помогут нам, если сами не будем возрождать свою культуру через такие повседневные дела, как ношение национальной одежды, – заключает предприниматель Тимур Цыренов.

 Всего у монгольских народностей насчитывается:

- около 40 видов верхней одежды,
- 20 видов обуви (гутулов),
- 10 видов поясов.