- Справляется ли на сегодня бюджет Бурятии с возложенной на него нагрузкой? Какие перспективы есть у республики в плане укрепления бюджета на ближайшие годы?

- Объемов бюджета всегда недостаточно. Однако, несмотря на это, мы успешно реализуем все показатели, в том числе и майские указы президента страны Владимира Путина. За последнее десятилетие бюджет вырос в десятки раз.
И хотя республиканский бюджет будет оставаться дефицитным в ближайшие годы, снижения социальной поддержки населения не произойдет. Если у нас есть социальные обязательства, то мы не можем отказаться от их выполнения. Других вариантов просто нет.
Чтобы обеспечить долговую устойчивость бюджета республики, нам необходимо в плановом периоде разработать комплекс мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов бюджета и их направление на покрытие дефицита.

- В последние годы одним из главных факторов, влияющих на экономику России в целом и регионов в частности, стал экономический кризис. Сейчас звучат мнения о том, что страну ждет новая волна кризиса. Как это повлияло на бюджетно-финансовое состояние республики и чего ждать в ближайшем будущем?

- Действительно, в России в последнее время наблюдается некоторое замедление динамики экономического роста по сравнению с динамикой предыдущих лет, что не может не влиять на экономику республики.
Если говорить в цифрах, то доходы бюджета на 2014 год оцениваются в сумме 42,5 млрд рублей, расходы составят 45,5 млрд, дефицит - 3 млрд рублей. К 2016 году запланированы доходы в сумме 37,1 млрд, причем дефицит составит 3,4 млрд.

По оценкам экспертов, в республике с учетом текущей динамики развития базовых отраслей в 2014 году сохранится достаточно стабильная экономическая ситуация.

Между тем, когда начинался экономический кризис, в 2007 году, правительством и Народным Хуралом был принят ряд нормативных актов. Там в том числе были прописаны и налоговые льготы для наших крупных предприятий. Это позволило нам значительно смягчить последствия кризиса.

-Известно, что идет тенденция снижения федеральных вливаний в республиканский бюджет. Значит ли это, что Бурятия начинает отходить от статуса дотационного региона?

- Да, в соответствии с республиканским бюджетом на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов доля безвозмездных поступлений имеет тенденцию к снижению с 52,7% в 2014 году до 38,5% в 2016 году.

На данном этапе, как бы нам ни хотелось, пока преждевременно говорить об утрачивании республикой статуса дотационного региона.

Конечно, собственные доходы приоритетнее, нежели государственные дотации, потому что своими доходами мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Но при этом увеличение собственной доходной базы не подразумевает отказ от федеральных дотаций. Эти вещи не взаимоисключающие, и если федеральный центр будет выделять нам деньги, то мы, конечно, не станем от них отказываться.

- Какова сегодня бюджетная ситуация в районах Бурятии? Влияют ли частные инвестиции в районы республики на уровень финансового участия республики в их деятельности?

- Межбюджетные отношения, как и всегда, имеют одно из первостепенных значений при формировании республиканского бюджета. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральное и республиканское законодательство, совершенствование межбюджетных отношений в Бурятии будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе, с 1 января 2013 года, в рамках повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований увеличивается доходная база местных налогов.

На втором этапе, в 2014 - 2016 годах, будет происходить увеличение доходной базы, в том числе за счет установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, перехода к налогообложению недвижимого имущества.

- Сейчас многие с настороженностью относятся к падению рубля относительно евро и доллара. Как этот процесс сейчас сказывается на бюджете республики и какие последствия он может иметь?

- По оценкам многих экспертов, в 2014 году рубль продолжит свое падение. При этом региональные бюджеты в большей степени, чем федеральный, зависят от ненефтяных доходов – это налог на прибыль, налог на доходы населения, которые в большей степени привязаны к темпам экономического роста.

Но наша бюджетная система так устроена, что регион не является независимым и в случае возникновения финансовых трудностей федеральный бюджет может оказать ему финансовую помощь.

К тому же у нас нет нефте- или газодобывающих компаний, поэтому падение курса скажется на нас не так ощутимо, как в некоторых других регионах. А на предприятия, занимающиеся экспортом товаров за границу, этот процесс даже в какой-то степени может повлиять положительно.

- Недавно главой республики была подписана инвестиционная стратегия Бурятии до 2020 года. Там прописаны достаточно внушительные показатели, например, рост объема инвестиций в основной капитал к 2020 году почти до 107 млрд рублей. Как это скажется на бюджетной обеспеченности республики?

- Действительно, в стратегии прописаны достаточно внушительные показатели. Это и увеличение объема инвестиций на одного человека более чем в три раза – до 86,7 тысяч рублей. Это и увеличение объема отгруженных полезных ископаемых почти в четыре раза.

Чтобы сохранить достигнутые темпы развития, нам необходимо продолжить качественные изменения в экономике республики, прежде всего это касается инвестиционного климата.

На сегодняшний день в республике принят ряд законов, предусматривающих меры государственной поддержки инвесторов, условия создания и функционирования региональных зон экономического благоприятствования.

Также на очередной сессии Народного Хурала будет рассматриваться проект закона, направленного на стимулирование инвестиционной и производственной деятельности на территории в том числе Республики Бурятия. Основная цель документа – предоставление преференций по налогу на прибыль организаций-участников региональных инвестиционных проектов.