- В течение 2013 года, в рамках заданного вектора развития была проведена значительная работа по внесению существенных изменений в действующие нормативные акты, а также принятию ряда актов, необходимость принятия которых назрела уже давно. В области имущественных и земельных отношений был проведен комплексный анализ, который позволил выявить проблемы, обозначить цели и разработать механизмы управления на ближайшую перспективу. Подготовленная программа мероприятий на 2014-2016гг., определяет основные направления повышения эффективности управления имуществом и земельными ресурсами на территории г. Улан-Удэ, и основывается, в первую очередь, на принципах прозрачности, открытости и ответственности всех участников за принимаемые решения и результаты управления, - с этого начала беседу председатель Комитета Анастасия Кузовлева.

Анастасия Андреевна, земельный вопрос был и остается актуальным. В 2013 году, насколько мы знаем, произошел ряд изменений в земельной политике. В частности, город ушел от бесплатного предоставления участков под строительство.

- Да, действительно. Отказ от бесплатного предоставления земельных участков для строительства значительно сократил основания для предоставления земельных участков по актам выбора. Упразднена практика предоставления земельных участков в собственность под благоустройство, что зачастую влекло самостоятельное изменение собственниками разрешенного использования земельных участков и строительство капитальных объектов. Данные меры, в первую очередь, направлены на соблюдение принципов конкуренции при приобретении земельных участков, нормализацию отношений, связанную со строительством капитальных объектов.

Конечно, сейчас еще рано говорить о каких-либо результатах. В сфере земельных правоотношений остается немало вопросов, требующих детального регулирования. Сегодня подготовлены изменения муниципальных правовых актов, направленные на упорядочивание отвода земельных участков для строительства, целевого и рационального использования земельных участков, с возможностью изъятия участков, не используемых для строительства, возведение объектов в строгом соответствии с генеральным планом развития г. Улан-Удэ.

В ближайшие два года предстоит разработать и принять более 10 нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами города.

Сегодня в очереди на бесплатное предоставление земельных участков стоит более 6 тысяч горожан. Немало и тех, кто ждет своей очереди из ветхого и аварийного жилья. Как решается этот вопрос?

- Если быть точнее, то по данным на 1 января 2014 года в очереди на предоставление земельных участков состоит 6821 гражданин. Только за 2013г. в очередь было включено 1293 гражданина. Несмотря на то, что в 2013 году было предоставлено 632 участка в мкрн. Забайкальский, мкрн. Радужный, количество лиц, нуждающихся в бесплатном предоставлении, только увеличивается. На 2013-2014 годы запланировано переселение 323 семей и снос на территории города 22 аварийных домов площадью 10594,14 кв.м.

Начато строительство трех домов в мкрн. Мясокомбинат, в 2014 году начнется строительство жилых домов малоэтажной застройки в 111 микрорайоне.

Известно, что на федеральном уровне муниципалитеты обязали предоставлять бесплатные участки с подведенной инфраструктурой. Какие меры предпринимает Комитет для решения проблемы?

- Данный вопрос не может быть решен силами местного бюджета. Необходимо участие ресурсоснабжающих организаций в строительстве инженерных сетей, застройщиков на территории, предоставленной в указанных частях города для комплексного освоения, а также субсидирование из республиканского бюджета.

Подобранные площадки в сотых кварталах остаются необеспеченными необходимой инфраструктурой. Для проведения данных работ требуются средства в размере 180 млн. руб.

Говоря о реализации на территории г. Улан-Удэ республиканского закона, нельзя не сказать об имеющихся проблемах в регулировании данного вопроса. Особенно, это касается преимущественного права некоторых льготных категорий на получение земельных участков.

Учитывая невозможность удовлетворения всех нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков, город столкнется с проблемой, когда земельные участки будут предоставляться только многодетным семьям, обладающим преимущественным правом. То есть иные категории граждан фактически останутся «за бортом». Не смогут реализовать свои права такие категории, как инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малоимущие. Поэтому мы считаем необходимым внесение изменений в закон РБ в части определения пропорционального предоставления земельных участков разным категориям граждан. Соответствующее обращение уже подготовлено в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

В качестве альтернативы бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, на федеральном уровне рассматривается вопрос о привлечении данных семей к созданию жилищно-строительных кооперативов. При имеющемся дефиците земель, реализация такого способа поддержки могла бы стать выходом из сложившейся ситуации.

Анастасия Андреевна, какая ситуация складывается с самоволками?

- Тема самоволок одна из болезненных и злободневных. Особенно когда дело касается земельных участков граждан, чьи дома построены без документов более 30 лет назад. Строительство их обусловлено, как правило, несовершенством земельного законодательства, практикой отвода земельных участков предприятиями, профсоюзными комитетами и т.п. Первый шаг к упорядочиванию отношений по использованию земельных участков такими гражданами был сделан в 2011г., путем внесения изменений в республиканский закон №115-III в части предоставления гражданам земельных участков, сведения о которых имеются в материалах инвентаризации земель.
Сегодня в Народном Хурале рассматривается инициатива города об оформлении прав на земельные участки, находящиеся в пользовании до 1990г.

В отношении же тех построек, которые возведены в нарушение земельного законодательства, Комитет будет продолжать отстаивать позицию о сносе данных построек и освобождению земельных участков. К сожалению, большинство уже вынесенных судебных решений о сносе не исполнены.

Отсутствие фактических мероприятий по освобождению земельных участков порождает практику безнаказанности и строительство новых «самоволок». На сегодняшний день назрела острая необходимость перейти от количества выявляемых «самостроев» и принимаемых решений по сносу к качественному исполнению решений судов.

Следующий мой вопрос касается строительства детских садов, в которых город испытывает острую необходимость.

- Сегодня определены площадки, планируемые для строительства детских садов. В 2013г. переданы в государственную собственность Республики Бурятия 6 земельных участков, расположенные в отдаленных микрорайонах города (таких как мкрн. Тулунжа, мкрн. Сокол, мкрн. Исток, мкрн. Зеленый), под строительство дошкольных учреждений образования. Учитывая месторасположение данных участков, практически для всех объектов требуется проведение инженерной инфраструктуры, что влечет дополнительные затраты. Поэтому было выбрано еще одно направление-это приобретение готовых детских садов «под ключ». В рамках республиканской программы «Развитие науки и образования в РБ» в муниципальную собственность приобретено здание детского сада в мкрн. Энергетик на 75 мест. В дальнейшем, планируется приобрести детские сады в мкрн. Энергетик и в 111 мкрн.

Кроме того, в 2014г. взят курс на комплексное освоение земельных участков под жилищное строительство с обязанностью застройщика возводить объекты социальной инфраструктуры. В 2014г. в качестве приоритетных рассматриваются площадки в 115, 148 микрорайонах, мкрн. Энергетик. Преимущества комплексной застройки очевидны: это и более широкое придомовое пространство, и высокая безопасность внутри объекта, и однородность социальной среды и наличие собственной инфраструктуры.

В этой связи имеется необходимость проработки комплекса мер по стимулированию комплексного освоения территорий.

Еще одна проблема, с которой к нам часто обращаются читатели – это нехватка парковок и металлические гаражи, которые то и дело «вырастают» чуть ли не в центре придомовой территории?

- Существовавшая ранее практика предоставления земельных участков в собственность под парковки и автостоянки, позволяющая собственникам земли самостоятельно изменять вид разрешенного использования, в настоящий момент прекращена. Сегодня они предоставляются только в аренду.

В последние годы резко обострилась проблема самовольного размещения металлических гаражей на придомовых территориях. Старая жилая застройка не предусматривает машиноместа для размещения легковых автомобилей. Новое строительство также не обеспечивает их в полной мере, чем усугубляет уже имеющийся дефицит.

Кроме того, является актуальным вопрос, связанный с временным размещением автотранспортных средств населения, особенно возле объектов массового посещения в центре города. На протяжении 2013г. рассматривался вопрос об организации платных парковок на территории города, однако пока данный вопрос остается открытым.

Сегодня назрела острая необходимость разработки единой Концепции размещения временных и капитальных объектов, предназначенных для автотранспортных средств на территории г. Улан-Удэ, в том числе и организация парковочных мест перед местами массового посещения людей.

Немало нареканий в адрес Комитета поступало со стороны депутатов горсовета по поводу формирования и исполнения прогнозного плана приватизации муниципального имущества…

- И это стало поводом для разработки принципов и оснований приватизации муниципальных объектов. В предлагаемой программе мероприятий закреплен следующий основной принцип включения объектов в прогнозный план приватизации: только при отсутствии потребности использования объекта для муниципальных нужд и спроса на использование объекта на возмездной или безвозмездной основе объект муниципальной собственности подлежит включению в прогнозный план приватизации.

Федеральное законодательство определило строго целевой характер муниципального имущества. С 2006 по 2013 годы была осуществлена приватизация 505 объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Немаловажное значение в приватизационном процессе сыграло и принятие на федеральном уровне 159 Федерального Закона, предусматривающего имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. С 2008 по 2013 года заключено 94 договора купли-продажи объектов с арендаторами, имеющими преимущественное право выкупа.

Существенный объем работы Комитета – это работа с гражданами. Какие задачи Вы ставите в этом направлении?

- По всей стране, в том числе и на территории города Улан-Удэ, государственные органы и органы местного самоуправления становятся ближе к жителям, каждому гражданину: открываются новые многофункциональные центры, увеличивается время приема обращений. И каждый житель вправе рассчитывать на то, что его заявление будет рассмотрено вовремя и по существу. Сегодня перед Комитетом поставлена задача максимально сократить время рассмотрения заявлений, сделать процедуру рассмотрения доступной и понятной каждому обратившемуся. Уже начата работа по внесению изменений в действующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг, осуществлен перевод части услуг в электронный вид, запланировано проведение мероприятий по улучшению контрольно-организационной работы Комитета, а также реконструкция помещений первого этажа для улучшения качества приема граждан. Кроме того, в 2014г. планируется наладить работу со средствами массовой информации, ввести постоянную рубрику, отвечающую на вопросы горожан, а также пояснения и разъяснения о работе Комитета по всем курируемым направлениям.