Трагедия в московской школе, где десятиклассник устроил стрельбу и взял в заложники своих одноклассников, стала одной из главных тем на прошлой неделе. Что приводит к подобным нервным срывам и как сегодня обстоят дела с безопасностью детей в улан-удэнских школах?

Компьютерный стрелок?

По сообщению федеральных СМИ, ученик 10-го класса Сергей Гордеев, вооружившись двумя отцовскими ружьями, устроил бойню в московской школе №263. Что заставило мальчика из благополучной семьи и отличника учебы взяться за оружие? По одной из версий следствия, у парня был нервный срыв. Психоэкспертиза, назначенная десятикласснику, показала, что школьник нездоров. При этом некоторые знакомые Сергея утверждают, что он всегда был агрессивным и неуравновешенным ребенком, проводившим большое количество времени за компьютером, сообщает «Вечерняя Москва».

- Нервный срыв ребенка был связан с перегрузом в учебном процессе. Кроме того, по этому поводу на ребенка оказывалось давление дома. Второй момент - это свободное хранение оружия и доступ к нему. Ну и третье - это  так называемые компьютерные игры, как я предполагаю. Ведь порой это может доходить до психоза, когда у ребенка выключают компьютер или Интернет, - говорит Владимир Шарханов, директор улан-удэнской лингвистической гимназии №3.

По словам директора школы, ребенок вел себя как типичный стрелок в многочисленных компьютерных играх.

- Заходит в школу, идет по коридору по той же схеме, как и в компьютерных стрелялках, - уточняет Владимир Шарханов.

Чтобы не допускать подобных ситуаций в школе, по мнению директора, важно иметь штатного психолога. Но ставок на подобную рабочую единицу в лицее пока не предусмотрено. Тем не менее психологи периодически ведут работу с учениками. Сегодня в Улан-Удэ 62 школы и на 45 тысяч учеников предусмотрено меньше 50 психологов. В большинстве же учебных заведений такой ставки и вовсе нет.

Детская агрессия

-  Спровоцировать агрессию школьников причин достаточно  много. Это и положение ребенка в коллективе, взаимоотношения с учителем, отношение к нему сверстников,  отношение в семье, а сейчас еще добавились  различные виртуальные жестокие компьютерные игры,  интернет со сценами насилия, - рассказывает практический психолог Владимир Гамбаров.

Случаи агрессии, как утверждает психолог, были всегда как в школе, так и в семье. Однако они не приобретали столь жестокого характера, как в последнее время.

-  Мы и не замечаем, что на смену  реальному общению пришло виртуальное. Современные дети предоставлены сами себе. Без родительского внимания, понимания, без защищенности от внешних раздражителей невозможно будет говорить о стабилизации  детской агрессии. Она просто будет модифицироваться, приобретая все новые формы жестокости, - рассказывает психолог.

Как итог, напряженные отношения со сверстниками в школе, обида, требование  хороших оценок как в школе, так и дома в какой-то момент могут привести к срыву.
-

Строгие требования и перегрузки, страх не оправдать ожидания дорогих людей, гонка за успехом – все это напряжение, которое даже не всякий взрослый сегодня выдержит. В душе подростка возникает мощный эмоциональный дискомфорт и желание избавиться от всего, причем  сразу, а равнодушие взрослых к накапливающимся проблемам подростка и приводит к необратимым последствиям, - говорит Владимир Гамбаров.

В первую очередь преодолеть агрессивность ребенка помогут хорошее расположение и теплота общения, а также доброе слово, ласковый взгляд и контроль со стороны родителей. При этом не нужно упускать из виду в младшем возрасте и наказание. Оно должно следовать немедленно за проступком, объясняя ребенку, что наказание применяется за  действия ребенка, а не за его человеческие качества.

Только тревожная кнопка

Помимо психологической работы важно уделять особое внимание и безопасности детей в школе. По словам директора лингвистической гимназии №3, всем школам республики не помешает усилить техническую охрану.

- Мы сегодня планируем установить более мобильную дистанционную тревожную кнопку, - говорит Шарханов.
 
Тем не менее, несмотря на то, что гимназия является одним из самых благополучных образовательных учреждений, проблем хватает и здесь.

- В нашем здании сегодня учатся со второй смены дети из школы №2. А охранник сидит только до того момента, как заканчивают обучение только наши дети. При этом у охранника при себе ничего нет, чтобы защитить как себя, так и детей. У него есть только лицензия, - говорит Шарханов.

По закону сегодня в каждой школе должны быть установлены только тревожные кнопки. Что касается услуг охранников, то их содержание полностью ложится на родительские деньги.

- Сегодня охранники есть только в 9 городских образовательных учреждениях Улан-Удэ и в 7 по районам республики. То есть в тех, которые заключили договоры с охранными организациями. В каждой школе попечительский совет родителей решает сам, заключать ли им договоры с частными охранными организациями, - говорит Надежда Миронова,  инспектор ЦЛРР МВД по Бурятии.

В обязанности охранника входят соблюдение общественного порядка на территории и профилактика правонарушений. Как правило, охранники следят за тем, чтобы в школах не было рэкета и драк.

- В остальных школах сидят только вахтеры и сторожа, поэтому родителям этих школ надо совместно решить, нужна ли им охрана собственных детей, - уточнила полицейский.

Куда идут деньги

Отвечают за безопасность детей и в Министерстве образования и науки Бурятии. На сегодняшний день общее количество школьников республики составляет почти 123 тысячи человек, из которых первоклассников – 13883. Профильным министерством совместно с правоохранительными органами республики, МЧС и Роспотребнадзором периодически проводятся плановые мероприятия по безопасности учебных заведений. Но вот судить, насколько они эффективны, не возьмутся даже в самом министерстве. Тем не менее на безопасность детей министерством деньги выделяются, в том числе и на покупку автобусов и установку на них системы «ГЛОНАСС».

За счет бюджета в каждой школе проводится работа по ремонту ограждений и установке кнопки тревожной сигнализации, а также систем видеонаблюдения.

- По состоянию на 29 августа прошлого года все подведомственные учреждения образования оснащены автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения. Республиканские учреждения с круглосуточным пребыванием детей  оборудованы средствами видеонаблюдения в полном объёме. Однако сегодня возникают проблемы с техническим обслуживанием оборудования, - сообщают в отделе материально-технического развития и обеспечения безопасности Министерства образования и науки Бурятии.

Как сообщили в министерстве, с работниками и учащимися школ проводится работа по организации контрольно-пропускного режима. Кроме того, в детских садах устанавливаются и домофоны.

Тем не менее, как считают специалисты, главная задача должна заключаться не в том, чтобы закрыть детей в школе или чтобы туда никто не зашёл. Воспитать детей психически здоровыми можно будет только тогда, когда рядом с ними будут нужные специалисты, профессиональные учителя и заботливые родители. А общество перестанет быть равнодушным.

 В 2013 году на противопожарные мероприятия в школах Бурятии было выделено более 11 млн рублей, на санитарно-эпидемиологические - 38 млн рублей, на антитеррористические - 15 млн рублей, на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году по направлению затрат: ремонт и реконструкция зданий - 49,5 млн рублей.

Советы от практического психолога Владимира Гамбарова

Ребенку важна умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения. Для этого родителям следует совместно составлять режим дня. Также для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, а  учителям должен быть  известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни ребенок может прийти в школу невыспавшийся и озлобленный.

Не ставьте свои отношения с ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

Постарайтесь сохранить  атмосферу открытости и доверия. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте собой и ситуацией. Кроме того, научите детей  приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Фото Александра Гармаева