Напомним, о необходимости замены пассажирского транспорта говорили уже давно. По мнению властей, эти меры должны были не только обеспечить безопасность перевозок, но и «разгрузить» дороги и избавить город от пробок. Отмечалось также, что после запрета южнокорейских «микриков» у водителей поднимется заработок, ведь сертифицированные автобусы вмещают на 6-7 пассажиров больше. Да и график работы должен был упроститься: предполагалось, что на одном автобусе смогут посменно ездить два водителя. Для приобретения дорогостоящего транспорта власти предлагали владельцам «Истан» воспользоваться лизингом на льготных условиях. Однако на практике всё оказалось не так радужно.

Недовольство в соцсетях

С 1 января автобусы, не соответствующие ГОСТу, действительно исчезли. Уже спустя два дня горожане начали выражать недовольство в соцсетях. Так, в одном из популярных пабликов «В Контакте» подписчики жалуются на неудобство «Газелей».

«Езжу на работу на такси второй день, плачу по 300 рублей в один конец и обратно, – рассказывает неизвестный пользователь. – Дорогие власти, с какой целью убрали «Истаны» с маршрута, я не понимаю. Мало того, что газели самые холодные, но и такие же неудобные, что и «Дукато» и всё прочее – эти их переваренные на сто рядов сидения из 12 в 18 и так далее».

А некоторые даже выдвигают версии, что исчезновение «неликвидных» микриков может сыграть кому-то на руку.

«Почему это было сделано? Чтобы было комфортней ездить обычным пассажирам? Или чтобы водители маршруток взяли огромные кредиты? На самом деле «Истана» очень надёжная машина, которая при должном уходе требует очень мало по сравнению с аналогичными машинами. Да что тут говорить: двигатель мерседесовский!!! И я не думаю что безопасность «Истаны» лучше, чем безопасность «Газели»... Новые «Каунти», «Пежо», «Боксёры», «Ситроёны Макси» и «Форды Транзиты» ходят три года, не сыплясь, а потом крах... Машины очень дороги в эксплуатации, запчасти идут достаточно долго. Отдельная история «Газель»... Сыплется с завода, поверьте. В общем, много водителей осталось без работы а у них семьи! Такое чувство, что кому-то выгодно продавать новые автобусы в Бурятию!», – пишут в группе.

Горожане, которые вынуждены простаивать на остановках, предлагают бывшим водителям несертифицированных микриков выйти на маршруты и работать в прежнем режиме, несмотря на табу.

«Водители «Истан, может, всё-таки дружно начнёте ездить, а? Наплевать на этот закон о запрете. Надо принимать такие законы, которые будут работать во благо обществу, а не наоборот».

Опасные машины

Однако, предложение о необходимости вернуть «Истаны» на городские дороги одобряют не все улан-удэнцы. А кто-то даже поддерживает новый закон.

«Да, конечно, давайте вернём «Истаны, легко сказать. Вот только штраф сейчас 5000 рублей для тех кто, ослушавшись закон, вышел на дорогу. Да, я согласна, что без «Истан» город стал другим, но поймите же, наконец, их из-за аварийного состояния убрали. У них нет аварийного выхода. Если вы так хотите вернуть «Истаны», вспомните аварию в Тункинском районе, где погибло девять человек, в том числе трёхлетний ребёнок! А всё из-за того, что они были на «Истане», и дверь заклинило. Задумайтесь, народ. Другие города как-то живут без этих машин».

Другой участник группы считает, что ликвидация нестандартных микриков из Кореи пойдёт городу на пользу.

«Не понимаю людей, которые защищают «Истаны». Мало того, что участником каждого второго ДТП являются те самые «Истаны», так люди не видят корень проблемы, почему их убирают. Да, из-за отсутствия «Истан» сложнее добираться от окраин к центру, и это, бесспорно, плохо. Но зачем нужен маршрут, который начинается и кончается в центре города? Да, приходится теперь ждать маршрутку по 20 минут, это так. Но этот маршрут запущен, чтобы люди, которые живут далеко от центра, получили возможность попасть на своё место работы, если у них нет личного транспорта, а не для того чтобы вы доехали с Элеватора до Еврозоны, куда можно доехать и на трамвае или дойти пешком, потратив 15-20 минут своей «драгоценной» жизни».

«Истаны» уходят в тень?

Средств на покупку нового транспорта у многих водителей не хватило, и потому часть перевозчиков была вынуждена просто уйти с маршрутов. Другие взяли кредиты и влезли в долги. Как ни странно, обещанной материальной поддержки власти города маршрутчикам не оказали. Супруга бывшего водителя «Истаны» уверена, что людей просто «загнали в тупик».

«Хочу сказать от имени жены маршрутчика. Согласна, что парк авто нужно обновлять. Много машин, которые на ладан дышат, но всё, что делает наше правительство, абсурдно. Они говорят, что думают о людях, об их безопасности! А маршрутчики не люди? Почему бы не помочь им силами администрации, а не за счёт, опять-таки обычных людей, повышая плату и т.д. И вот они опять загоняют всех в тупик. Заговорили поначалу о дотациях и помощи при покупке новых авто, но по факту НИЧЕГО!!! Мы пытались взять кредит как ИП во всех банках города – и во всех отказ! Максимум дают половину стоимости нашей «Истаны». И что ты на эти деньги возьмешь?».

По средним подсчётам, водитель должен потратить на автобус почти 1,6 млн. рублей. Такие суммы по карману не каждому. И потому некоторые водители «Истан» продолжают выходить на дороги на свой страх и риск. Так, 5 января в Улан-Удэ был замечен маршрут № 33, фото также было опубликовано в группе «В Контакте». Однако в ГИБДД пока нет никаких данных о таких нарушителях.

Некоторые водители переквалифицировали свои «Истаны» в такси и пытаются заработать на жизнь «на стороне». О таких случаях пользователи также сообщают в соцсетях.

«Вызвала такси. Приехала «Истана». За рулём оказалась девушка, притом блондинка. На тот момент я не знала, что мне делать – то ли молиться, то ли радоваться. Хорошо, что доехали спокойно. Но мне не дает покоя одна мысль: так вот куда делись наши любимые «Истаны», в такси они подались», – пишет в группе «Аноним 03» один из посетителей.

«Транспортного коллапса нет»

Ситуацию прокомментировал начальник Управления транспорта и связи администрации Улан-Удэ Юрий Ткачёв.

В администрации города не отрицают: в праздники жалобы от горожан на исчезновение «Истан» поступали на телефон «горячей линии» почти каждый день.

- Звонки периодически поступают, но мы можем с уверенностью сказать, что транспортного коллапса нет, – рассказал infpol.ru Юрий Ткачёв. – В городе и в пригородах запущены автобусы большой вместимости. Буквально утром мы проводили проверочный рейд в отдалённых микрорайонах, в автобусах было по 5-7 человек, не больше.

Сегодня автопарк обновлён, но лишь на 80%.

- Водители остальных автобусов стоят в очереди на процедуру регистрации, как законопослушные граждане, ожидают выдачи документов, – отмечает Юрий Ткачёв. – До конца января они выйдут на маршруты.

Возможно, уже к следующему месяцу проблемы с нехваткой транспорта исчезнут. Если же ситуация станет критической, в администрации обещают принять все необходимые меры, чтобы город «не встал».

Фото russianstock.ru