Сегодня столица республики приближается к таким городам, как Улан-Батор и Санкт-Петербург, где давно сложилась неблагоприятная экологическая обстановка.

В ходе исследований, которые длились около двух лет, были проведены работы по созданию общегородского сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы» и компьютерного банка данных по мониторингу и охране атмосферного воздуха в столице республики.

Лидерами Улан-Удэ с точки зрения выбросов загрязняющих веществ являются ТЭЦ-1 (вклад данного предприятия в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляет более 33%) и ТЭЦ-2 (вклад почти 19%). Отметим, что долгое время Улан-Удэ входит в список городов России с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

- Специалисты установили, что уровень предельно допустимых выбросов в основном для небольших предприятий корректен, а что касается ТЭЦ-1, ЛВРЗ, то там требуется проведение дополнительных мероприятий, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха от промышленных предприятий, - говорит первый заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов.

На основании полученной информации был создан компьютерный банк данных Улан-Удэ, который состоит из 3467 промышленных источников загрязнения атмосферы, 717 машин, более чем 20 тысяч автономных источников теплоснабжения. Отметим, от них в атмосферу поступает 209 видов вредных веществ.

Были установлены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для предприятий с учетом загрязнения атмосферы выбросами от остальных стационарных и передвижных источников. Согласно полученным данным, на первом месте по количеству источников выбросов стоит Улан-Удэнский авиазавод (624 вредных источника), на втором месте – ЛВРЗ (575 источников), на третьем – Улан-Удэнский энергетический комплекс – филиал ОАО «ТГК-14» (155 источников).

При этом высокие значения серы диоксида создаются выбросами Улан-Удэнской ТЭЦ-1. А вклад загрязнения неорганической пыли вносят котельная ЛВРЗ и Улан-Удэнский энергетический комплекс.

Как отметили в Минприроды республики в Улан-Удэ, впервые в России были обследованы дома частного сектора. В частности, были дана оценка характеристики выбросов загрязняющих веществ. Отметим, что в столице республики находится около 20 тысяч домов. В ходе исследований выяснилось, что в 77,7% случаев используются печи, а в 22,3% - котлы.

Проблема - в самом расположении города. Улан-Удэ находится в неблагоприятных с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха климатических условиях. Примеси не рассеиваются, а скапливаются, отмечают специалисты.

- В 50% случаев это самодельные котлы, конечно, которые никем не сертифицированы, и непонятно, сколько вредных загрязняющих веществ выбрасывается от конкретного самодельного котла. До этого, по данным Министерства природных ресурсов, говорилось, что в основном используется в домах уголь, но, по нашим данным, получилось, что в 80% используются дрова. Это в основном сосновые, хотя жгут и лиственницы. Мы, конечно, были удивлены, - говорит Марина Волкодаева, руководитель отдела Санкт-Петербургского института прикладной экологии и гигиены.

В ходе исследований было установлено, что максимальное количество выбросов происходит в восемь часов утра и в восемь вечера. Решить эту проблему можно с помощью централизации отопления домов.

- Я думаю, мэрия, в частности Управление архитектуры, уже получила достаточную информацию, к чему приводят ДНТ, СНТ и прочие товарищества. В результате сейчас у нас по оксиду углерода возникли такие высокие концентрации, - прокомментировал Александр Лбов. - Уже видно, что Улан-Удэ превращается в Улан-Батор, происходит деревенизация города. Это необходимо остановить и выработать решения по переводу на централизованное теплоснабжение или же на использование электрокотельных, газовых котельных, в худшем случае – брикетов, пеллетов.

Также впервые в нашем городе был определен и уровень вредных выбросов от автомобилей.

- По автотранспорту в нашем городе обнаружено превышение диоксида азота. Специалисты определили, что уже сегодня, чтобы улучшить экологическую обстановку, необходимо переходить на Евро-4. В этом случае уровень выбросов и загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом уменьшится, - говорит Александр Лбов.

Наиболее загруженной частью города стала улица Бабушкина, где интенсивность движения превышает более пяти тысяч автомобилей в час. Кроме того, на 15 автодорогах уровень концентрации от двух до пяти тысяч автомобилей в час, а на 8 – от 1,5 до 2 тысяч авто.
- Эта на уровне города Санкт-Петербурга. Поэтому для Улан-Удэ с намного меньшим уровнем жителей и намного меньшим по масштабу городом интенсивность движения очень высокая, - отметила Марина Волкодаева.

При этом основной вклад в интенсивность автотранспортного потока вносят легковые автомобили (77%). Еще около 21% - грузовые автомобили, из которых 11% с дизельным двигателем.

Решить проблему также можно с помощью развития улично-дорожной сети. В настоящее время необходимо строительство автомагистрали юго-восточного обхода города с одновременным выводом на данную автомагистраль всего транзитного автотранспорта. Кроме того, необходимо расширить и существующие автодороги, а также построить дополнительные развязки. Особое внимание - к развитию трамвая как самого экологичного вида транспорта. Кроме того, исследования еще раз доказали необходимость строительства третьего моста через Уду.

Отметим, что схема для Улан-Удэ была заказана Министерством природных ресурсов Бурятии за 12 млн рублей. Срок действия схемы предельно-допустимых выбросов составляет пять лет.

Автор: Владимир Жапов