- В 2013 году крупные партии наших вертолетов поставлялись в рамках исполнения гособоронзаказа Министерству обороны РФ, причем иногда досрочно. Помимо этого, вертолеты производства У-УАЗ поставлены на международный рынок: в Индонезию, Бразилию, Казахстан, Китай, - с нескрываемой гордостью говорит управляющий директор ОАО «У-УАЗ», депутат Народного Хурала РБ Леонид Белых и добавляет:
- Огромное значение имело изготовление и передача Московскому вертолетному заводу имени М.Л. Миля второго опытного образца нового вертолета Ми-171А2 для окончательной сборки, испытаний и сертификации. Этот вертолет объединяет в себе новейшие технологии и разработки. Ми-171А2 был представлен на авиасалоне МАКС-2013, операторы вертолетной техники и отраслевые эксперты встретили его с большим интересом. Уже достигнуты предварительные договоренности о поставке таких вертолетов начиная с 2015 года.

Уже при изготовлении фюзеляжа второго опытного образца Ми-171А2 были использованы современные компьютерные технологии. Вертолет впервые производился по электронной конструкторской документации. Это позволило в разы сократить время изготовления, значительно повысить его качество. Но, как и все новое, потребовало большой работы.

«Госконтракт выполним, задел на будущее есть»

- 2013 год в целом прошел под флагом модернизации производства. Рост заказов потребовал технического перевооружения и внедрения принципов бережливого производства – философии максимально эффективной организации труда. Эта работа на У-УАЗ строится системным образом. Были определены и запущены локальные проекты, которые дали положительные результаты. На некоторых участках благодаря изменениям в организации труда и небольшой перепланировке при неизменном численном составе работников и на том же оборудовании стали выполнять объем работы, который ранее выполнить не удавалось. Параллельно мы вели работу по общему внедрению этих принципов в производство, начиная с обучения и заканчивая разработкой программы дальнейшего технологического развития предприятия.

Обучение основным моментам бережливого производства обязательно для тех сотрудников предприятия, которые планируют карьерный рост на заводе. И нужно сказать, что уже есть люди, которые, увидев результат преобразований, стараются работать как можно эффективнее.

- Леонид Яковлевич, на уровне президента РБ Вячеслава Наговицына обсуждался вопрос о создании на базе авиазавода собственного конструкторского бюро. Как обстоят дела сегодня?

- В настоящее время отдел главного конструктора, решающий текущие вопросы производства, самый большой по численности среди отделов предприятия. Кроме того, конечно, для любого предприятия очень важно создание и внедрение новых продуктов. Понимая значимость направления, мы тесно взаимодействуем с разработчиком вертолетов типа «Ми» – Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля, входящим в холдинг «Вертолеты России», в том числе по вертолету Ми-171А2. Для того чтобы оптимизировать отношения, мобильно решать вопросы, которые появляются у заказчиков, на базе завода было создано опытно-конструкторское бюро, которое эффективно взаимодействует с конструкторскими бюро холдинга - двумя величайшими в мире конструкторскими школами имени Михаила Миля и Николая Камова. Сегодня в «Вертолетах России» в рамках этих легендарных конструкторских бюро сосредоточены значительные интеллектуальные ресурсы, что позволит, безусловно, развивать российское вертолетостроение.

«Специалисты нужны»

- Очень сложная ситуация складывается на рынке труда Бурятии с рабочими профессиями. Какие шаги в этом направлении делает авиазавод? Существуют ли у вас корпоративные программы обучения сотрудников?

- Да, масштабная работа по подготовке кадров ведется Улан-Удэнским авиационным заводом на всех уровнях в рамках общей стратегии холдинга «Вертолеты России». Инженеры готовятся в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления. После окончания вузов у нас ежегодно проходят стажировку около 40 молодых специалистов, совмещают работу и учебу до 50 студентов, проходят практику до 300 студентов вузов, средне-специальных и профессиональных учебных заведений. В настоящее время создается авиационный техникум на базе машиностроительного отделения инженерно-педагогического колледжа. Мы возродили отдел подготовки и аттестации персонала, создаем на предприятии учебно-производственные участки: токарный, слесарно-клепальный. Будущие токари и фрезеровщики направляются для обучения на Иркутский авиационный завод. Сегодня, как никогда, предприятию необходима такая подготовка людей – максимально соответствующая специфике производства. Постоянно совершенствуем, пересматриваем подходы к подготовке кадрового резерва, хотим возобновить «Школу менеджера».

«Массовых сокращений не будет»

- Недавно в ряде республиканских СМИ прошла довольно тревожная информация о том, что некоторые крупные предприятия промышленности сокращают штаты, переводят персонал на неполную рабочую неделю. Что делает в таких условиях авиазавод?

- Как и любая другая отрасль, промышленность зависит от спроса на продукцию, который не бывает постоянным и одинаковым. В этом плане и мы переживали непростые времена. Думаю, не бывает неразрешимых проблем. Нужно ставить перед собой конкретные цели и планомерно работать над их достижением и улучшать продукцию, добиваясь ее ощутимого конкурентного преимущества.

Массовых сокращений на У-УАЗ, конечно, не будет. Портфель заказов холдинга «Вертолеты России» расписан на несколько лет вперед, предприятия загружены работой, квалифицированные кадры востребованы и будут очень нужны для решения поставленных задач, связанных с увеличением количества выпускаемых вертолетов. Мы с уверенностью смотрим в будущее и вкладываем средства в улучшение кадрового состава и в качественную профессиональную подготовку сотрудников.

Промышленник до мозга костей

- Сегодня часто говорят о социальной ответственности бизнеса, в частности за своих работников. Да и ОАО «УУАЗ» не раз удостаивалось наград за социальные программы. Что для вас значат такие признания?

- Честно говоря, когда работаешь, не ставишь цели получить награду. Но положительная оценка всегда приятна. От работников мы ждем результативного труда, поэтому У-УАЗ предоставляет им расширенный социальный пакет. Помимо предоставления ежегодных и учебных отпусков, оплаты больничных, обеспечения спецодеждой, в него входят доплата молодым специалистам и устроившимся на работу после армии, материальная помощь сотрудникам, у которых родился ребенок, малоимущим, а также дотации на организацию отдыха и многое другое. Отработавшие на предприятии определенный срок сотрудники могут рассчитывать на беспроцентные ссуды.

В 2013 году сотрудники У-УАЗ получили возможность отдыхать на турбазе «Волна» на озере Байкал. Кроме того, стартовала программа корпоративного пенсионного обеспечения, которое сотрудники на условиях софинансирования – 50/50 – могут получать в дополнение к основной пенсии. В полном объеме сохраняется финансирование масштабных культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Весь комплекс мер направлен на сохранение и развитие кадрового потенциала завода, на достижение задач, которые ставятся в рамках корпоративной политики холдинга «Вертолеты России».

- Леонид Яковлевич, в сентябре вы стали депутатом Народного Хурала РБ, а кажется, что в бурятской политике вы уже давно. Как думаете, каким путем пойдет развитие парламентаризма в республике?

- Я до мозга костей промышленник. Стать депутатом я мог бы давно, но в приоритете были другие вопросы, все усилия направлял на развитие завода. В Хурал я пришел не бюджет распределять, а для того, чтобы внести вклад в развитие промышленности региона. Я вижу, что мало законов, которые действительно поддерживали бы местное среднее и малое предпринимательство и промышленность. Пустуют огромные ниши в той же сфере услуг. Необходимо законодательно дать людям возможность эффективно работать на благо страны и республики. Созыв Народного Хурала, который сформировался в сентябре, достойный, работоспособный. Уверен, что работа с законодательной базой в дальнейшем будет проводиться в целях развития производства, привлечения инвестиций.

- Приближается самый семейный праздник - Новый год. Не могу не спросить, какие новогодние традиции существуют в вашей семье, какие воспоминания из детства остались. Ваши пожелания жителям республики.

- Я родом из деревни. Отец работал в колхозе, получал только трудодни. А перед Новым годом было собрание, на котором раз в год давали деньги. Собрание затягивалось, а мы ждали допоздна отца с подарками. Такая радость была! И сегодня в Новый год наша семья старается собраться вместе. От всей души поздравляю земляков с наступающим Новым годом! Желаю благополучия, процветания, достатка и новых достижений на благо развития родной республики!

Рост заказов потребовал технического перевооружения и внедрения принципов бережливого производства – философии максимально эффективной организации труда.

Инна Бальчинова.