Справка из истории судоходства на Селенге и озере Байкал

По свидетельствам археологов, Селенга была судоходна многие тысячи лет назад. В культурных слоях хуннских городищ и стоянок в Бурятии найдены артефакты лодок, рыболовных снастей. Чингисиды в эпоху средневековья шли по Селенге и Уде, возводили переправы. 350 лет назад с помощью судоходства возводились Селенгинский, Удинский остроги.

В 1761 году открыт первый маяк у села Посольское, в заливе Прорва. В 1881 году создается Кяхтинское товарищество для транспортировки грузов и пассажиров по Селенге и Байкалу. В XIX веке чай из Кяхты сплавляли по Селенге, Енисею, до Ирбитной, Макарьевской и Нижегородской ярмарок.

Между тем иркутское Восточно-Сибирское речное пароходство группы компаний «Ист-лэнд» ежегодно перевозит около 200 тысяч человек по 12 рейсовым маршрутам, около двух миллионов тонн грузов.
Охотно раскупаются российскими, иностранными туристами билеты на иркутские скоростные пассажирские суда «Восход», «Баргузин», «Метеор», «Комета», пассажирские теплоходы, лайнер «Николай Ерощенко». В то же время «фишки» иркутских туроператоров - Чивыркуйский залив, бухта Змеевая, другие посещаемые места именно на бурятском, восточном берегу Байкала.

Пассажирский теплоход "Москва -67". Улан-Удэ, 1980г. Из архива речного порта.

В Бурятии же, богатой реками, интересными речными турмаршрутами, регулярное речное судоходство заморожено. Хотя, как считают в Республиканском агентстве по туризму, речные круизы, круизы по Байкалу, осуществляемые бурятскими туроператорами, приносили бы хороший доход, создавали новые рабочие места.

Проводка каравана под мостом через р. Уда 1991г. Из архива речного порта.

Круизы по Селенге: мечты и явь

... Выросли целые поколения жителей Бурятии, которые не знают удовольствия прокатиться с ветерком на белоснежном теплоходе. Однако в 90-х годах суда Улан-Удэнского речного порта были отданы в Иркутск, в Восточно-Сибирское речное пароходство, задаром. И Улан-Удэ — один из немногих российских городов, в котором нет ни приличной набережной, ни речных трамвайчиков, теплоходов.

Речной причал, район автовокзала.Улан-Удэ, 1970г. Из архива речного порта.

А ведь стараниями коллективов речного порта, судостроительного завода, способного на серийное производство плавсредств, хоть и частью, но сохранена инфраструктура с доками, кранами и причалами. Остаются кадры высококвалифицированных штурманов, инженеров, механиков, ремонтников. Однако судоходство на Селенге прекращено. В наши дни, когда в Бурятии активно строится турзона «Байкальская гавань», речные круизы по восточной стороне Байкала станут приманкой для туристов. На интернет-форумах пользователи из городов России и мира недоумевают: почему в Бурятии с ее красивейшими речными и озерными ландшафтами никак не развивается судоходство? И в круиз по Селенге до Байкала и Ольхона нельзя отправиться, прилетев в становящийся все более популярным аэропорт Байкал?..

Судоходство на Селенге: возрождение или застой?

Почему же на Селенге нельзя запустить быстроходное пассажирское судно типа «Линда» в туристских целях? Однако из открытых источников известно, что Ангаро-Байкальское бассейновое управление говорит о том, что если речные корабли будут ходить по Селенге, то вода в реке помутнеет, берега из ила и мелкого песка будут размываться, пострадает молодь частиковых и ценных видов рыб, гидробионты.

Но, по мнению ученых Бурятского научного центра, хозяйственные стоки административного центра Бурятии наносят экологии Селенги несоизмеримо больший вред, нежели обычные лопасти теплохода.

По рекомендациям специалистов БНЦ СО РАН, для улучшения навигации на Селенге и Уде речной порт провел большой цикл дноуглубительных работ. Впервые за десятилетия расчищалось русло проток на впадении Уды в Селенгу. И там появились рыболовы! С непонятным упорством Ангаро-Байкальское управление со ссылкой на «Росрыболовство» настаивает на сроках навигации: с 25 апреля по 30 июня и с 15 августа по 15 октября. А как же тогда развиваться речным круизам, если по Селенге можно будет ходить только 1,5 месяца?

Необходимо возродить традиции судоходства на Селенге. Этот выгодный рынок активно захватывают иркутяне. Как было бы здорово ходить на Ольхон, в Турку, Усть-Баргузин, на горячие источники северного Байкала на судах из Улан-Удэ! Не раз обращались к нам и монгольские друзья с предложением возить коммерческие грузы. Бюджет республики получал бы доходы, а у нас были бы новые рабочие места. Однако воз и ныне там...

Пристань Восточно-Сибирского управления речного пароходства. Улан-Удэ,1955г. Из архива речного порта.

Автор: Дора Хамаганова.