Эта машина сейчас в разобранном состоянии. А ранее он восстановил и подарил местной старообрядческой церкви советский внедорожник времён войны ГАЗ-67.

Этот старенький ГАЗ-67 можно наблюдать во дворе церкви старообрядцев в Тарбагатае, где он выставлен в качестве музейного экспоната. Любой посетитель церкви может полюбоваться на легендарный советский внедорожник времён Второй мировой войны и даже вволю посидеть за рулём. В Бурятии таких машин сохранились считанные единицы.

Глубокая модернизация

Сначала пару слов об истории модели в целом. ГАЗ-67 представляет собой глубокую модернизацию созданного перед войной армейского внедорожника ГАЗ-64. Он использовался как командирский автомобиль, машина разведки, иногда как лёгкий арттягач или для перевозки небольшого количества пехотинцев. Следует отметить очень высокую проходимость и надёжность. Так, на испытаниях «67-й» мог свыше двух тысяч километров буксировать по плохим дорогам артиллерийское орудие, при этом ходовая часть пушки приходила в негодность, но автомобиль отделывался лишь небольшими поломками.

Хотя часто доводится слышать, что машина якобы скопирована с «Виллиса». Это совсем не так – предшественник «67-го» ГАЗ-64 является собственной советской разработкой, хоть и созданной по мотивам первого американского внедорожника «Bantam BRC40», который также послужил прототипом знаменитого «Willys MB».

Надо заметить, что в годы войны «67-х» было выпущено немного, всего 4851 штука. Это вдесятеро меньше числа поставленных по ленд-лизу «Виллисов». Основная доля выпуска машины пришлась на послевоенный период, всего их было выпущено 92843 единицы. Производство продолжалось десять лет: с 1943 по 1953 годы. Помимо силовых структур, мощный и неприхотливый ГАЗ-67 активно использовался в сельском хозяйстве, лесничествах и геологоразведке.

Машина председателя колхоза

Теперь вернёмся к «67-му», что красуется во дворе церкви. Эту машину предоставил в качестве экспоната житель Тарбагатая Сергей Верхоглядов, увлечённый реставрацией ретромобилей и купивший раритетный внедорожник у односельчанина пять лет назад .

- Дело было так: увидел и просто захотелось купить, – вспоминает Сергей. – Что называется, душа просила. И машина всё-таки историческая, с особой эстетикой, аурой. Думал иногда ездить на нём в посёлке потехи ради, людей катать.

По словам Сергея, старый внедорожник во время редких поездок приковывал внимание окружающих необычным старомодным видом. Когда радость от обладания раритетом немного остыла, Сергей решил поставить машину на экспозицию возле церкви и музея старообрядцев, чтобы любой желающий мог полюбоваться, прикоснуться к истории.

Год выпуска этого ГАЗ-67 точно неизвестен, но предположительно это 1949 год, уже из послевоенных партий. По словам Сергея, машина когда-то давно служила личным транспортом председателю местного колхоза. Более подробно узнать уже нельзя - прежний владелец давно умер, а его внук не владеет всей полнотой информации, документация на машину тоже весьма неполная. Старый внедорожник все эти годы был вполне на ходу, причём настолько, что на нём возили лес. Конечно, такая жесткая эксплуатация не слишком шла на пользу.
- Я его полностью отремонтировал, – рассказывает Сергей. – Подлатал прогнивший кузов, полностью перебрал двигатель, пришлось только выточить новые втулки для помпы.

Все комплектующие ветерана оригинальные, лишь покрышки поставлены с более позднего внедорожника ГАЗ-69. Но учитывая, что на «69-м» использовался тот же тип шин, можно говорить, что машина в полностью первозданном состоянии.

- Несмотря на несколько потрёпанный вид, машина полностью исправна, – говорит Сергей. – Ее можно хоть сейчас снять с подпорок, поставить аккумулятор – и она поедет.

Фото автора
Автор: Василий Тараруев