Подход к «мусорному вопросу» в России решили кардинально менять три года назад. Тогда в федеральный закон внесли ряд поправок. Все полномочия по сбору, транспортировке и утилизации твёрдых коммунальных отходов (далее – ТБО) возложили на регионы. Чтобы, наконец, навести порядок на свалках, все субъекты обязали разработать два документа – специальную программу и территориальную схему. Последняя включает в себя всю цепочку данных об отходах: от источниках их образования и количества – до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

Израсходовали полмиллиарда

Таким образом, в каждом регионе должна была появиться полноценная «мусорная вертикаль» со своей политикой и даже с собственным оператором по обращению с отходами. За этот вопрос взялись и на федеральном уровне – соответствующий правительственный законопроект поступил в Госдуму в июле. При подготовке документа учитывался опыт внедрения «реформы» в пилотных регионах. Однако выяснилось, что большинство территориальных схем содержат серьёзные изъяны и нуждаются в доработке, писал сайт РБК.

- Они были утверждены в спешке, не прошли экологическую экспертизу, не обсуждались с общественностью и оказались непривлекательны для потенциальных региональных операторов. По сути, регионы просто зафиксировали существующее положение дел, – рассказал изданию руководитель рабочей группы Госдумы, зампредседателя комитета нижней палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов.

По словам эксперта центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта (ОНФ) Людмилы Варфоломеевой, на создание терсхем субъекты потратили в общей сложности 587 миллионов рублей, но при этом «ни одна из них не отражает реального положения дел». Заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Алексей Агибалов и вовсе заявил: документы разрабатывали никому не известные организации, многие из которых уже прекратили свою деятельность. 

- Терсхема Московской области занимает 77 страниц, Севастополя – 250, Бурятии – 666, а Крыма – 1884 страницы. Там, посчитали, наверное, все ветки, кусты и виноградники, включив их перечень отдельным разделом в 160 листов в каждый из восьми томов схемы, – отметил прдставитель ТПП.

«Это искусственный передел рынка»

Проблемы обращения с коммунальными отходами обсуждались две недели назад на заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. В своём выступлении депутат Госдумы, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева отметила: документы, разработанные в регионах, не выдерживают никакой критики.

- Много ошибок и неточностей. Некоторые терсхемы – в Иркутской и Ульяновской областях – уже оспариваются в судах, – цитирует парламентария пресс-служба Госдумы.

Из-за того, что закон не предусматривал обязательное включение всех объектов размещения отходов в территориальные схемы, некоторые муниципальные полигоны из них просто «выпали».

- Неугодных игроков выдавливают и потом будут банкротить. Фактически это искусственный передел рынка, – заявила Ольга Тимофеева. – Муниципальные власти вообще остались не у дел. У них нет никаких полномочий, они не могут даже контролировать работу регионального оператора на своей территории. Правительство сейчас предлагает наделить муниципалов полномочиями по контейнерным площадкам и всё.

По её мнению, реформу обращения с отходами необходимо срочно корректировать, а запускать её сейчас – это «огромный риск».

- Необходимо честно признать низкое качество территориальных схем, утвердить к ним жёсткие требования и заставить оперативно доработать, – отметила депутат.

Тимофеева подчеркнула: правки, внесённые Госдумой в июле, не снимают выявленные риски.

- Мы увидели желание дополнительно включить в тариф для населения расходы на обработку и сортировку мусора, – пояснила глава комитета по экологии и охране окружающей среды. – Если это приводит к получению дополнительного дохода операторами от продажи вторсырья, то граждане платить не обязаны. Если сортировка позволяет снизить объём захоронения отходов,  это прямой интерес полигона – он будет дольше эксплуатировать земельный участок. И тогда за это тоже не должны платить люди.

Несогласованные схемы

Тимофеева напомнила: поручение президента о включении общественности в обсуждение территориальных схем так и не было выполнено, как и ещё одно – предусмотреть стимулы для вовлечения населения и малого бизнеса в сбор, сортировку и утилизацию отходов. Сроки истекли ещё 1 июня. В предложенных правительством поправках эти поручения снова остались без внимания. По мнению депутата, главная проблема – отсутствие у реформы единого координационного центра.

- Надо садиться за стол переговоров, привлекать регионы и убирать все риски, пока реформа не привела нас к ещё худшим проблемам. Подготовка законопроекта ко второму чтению не требует получения отзывов из субъектов, но мы считаем, что с территориями обязательно надо советоваться, – отметила она.

Как сообщало ИА «Irkutsk Media», терсхемы, разработанные в байкальских регионах, не согласованы друг с другом. По словам Ольги Тимофеевой, Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край должны как-то договориться и доработать свои планы.

Сложности реализации

Ранее главы профильных ведомств во всех трёх субъектах отмечали, что ожидают в этом процессе ряд сложностей. В частности, Юрий Сафьянов рассказал ТАСС, что некоторые населённые пункты находятся на границе двух субъектов.

- Мусор на полигон твёрдых коммунальных отходов (ТКО) от последнего населённого пункта в Бурятии надо везти 40 километров на машинах, а с иркутской стороны этот же полигон может находиться ближе – например, в 20 километрах. Конечно, экономически целесообразнее везти (отходы) в Иркутскую область, ведь любой дополнительный километр влияет на тариф, – пояснил Сафьянов.

Власти Приангарья, в свою очередь, заявили, что не будут объединять усилия с соседями, пока не опробуют свою территориальную схему.

- Сначала необходимо введение института регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в пилотных регионах. По результатам их работы будет определена необходимость объединения аналогичных документов, – пояснили ТАСС в иркутском Минприроды.

Их коллеги из Забайкальского края сочли такую совместную работу резонной, однако подчеркнули: «главным фактором остаётся действующее законодательство России», согласно которому создание межрегиональных территориальных схем не предусмотрено и, соответственно, «отсутствуют механизмы их разработки, согласования и утверждения».

- В этом случае возникает вопрос о финансировании и исполнителях работ, а также по строительству объектов, предусмотренных территориальными схемами, – отметили в краевом Минприроды.

Кроме того, власти Забайкалья опасаются недовольства со стороны жителей районов, где будут размещаться полигоны ТБО, если на них вдруг начнут свозить мусор с других территорий.

«Это сложная задача»

Но, судя по всему, договариваться Бурятии, Забайкалью и Приангарью всё же придётся. Накануне в интервью «Российской газете» глава Минприроды России Сергей Донской заявил: схемы по обращению с отходами, которые сегодня разрабатываются в субъектах, в ряде случаев должны носить межрегиональный характер.

- Байкальская природная территория – то самое место, где должна быть межрегиональная терсхема. В первую очередь, это позволит оптимизировать потоки ТКО – чтобы экономика проектов по их утилизации была на уровне рентабельности, – пояснил министр изданию.  

Если численность населения небольшая, необходимо применять определённые технологии – дабы качественно собирать и утилизировать мусор, добавил он.

- Сегодня технологии для малых образований не особенно развиты. Объединение территориальных схем повысит эффективность реализации проектов по утилизации, сбору и сортировке ТКО, – подчеркнул Донской.

На вопрос, когда же регионы смогут официально объединяться для борьбы с мусором, он заявил: «Это сложная задача».

- Не стану забегать вперёд. Сейчас мы закладываем в законодательство такой механизм, чтобы можно было формировать межрегиональные территориальные схемы. А дальше уже каждый регион будет в отдельности рассматривать, как оптимизировать свою схему и сделать её более эффективной. На уровне регулирования и нормативных документов такая возможность у них появится уже в следующем году, – пообещал глава Минприроды.

В том, что байкальским регионам необходимо объединить усилия перед наступлением  «мусорной реформы», уверены и «фронтовики».

- Так как Байкал является цельной экологической системой, было бы логично, чтобы этот вопрос решался комплексно, – рассказал журналистам на межрегиональной экологической конференции Общероссийского народного фронта 6 сентября координатор центрального штаба ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Азат Газизов. 

Реформа за 14 миллиардов

Минувшим летом в правительстве Бурятии отрапортовали: республика готова к «мусорной реформе». Территориальная схема уже согласована с Росприроднадзором. Разработана и специальная региональная программа.

- Это очень серьёзная работа, которой мы занимались, наверное, на протяжении полугода. Эти два документа содержат всё – объёмы образования отходов, места их размещения, несанкционированные свалки, которые есть на территории республики, – пояснил на одном из правительственных брифингов  и. о. министра природы Бурятии Юрий Сафьянов. – Но, главное, есть понимание, как нам перераспределить потоки отходов и сделать так, чтобы мы с этой ситуацией справились – где надо строить полигоны, в каком количестве и на каком расстоянии от населённых пунктов они должны находиться, чтобы жители не почувствовали сумасшедший рост тарифа.

Ожидается, что с наступлением «мусорной» реформы платить придётся не только за вывоз, но и за переработку отходов – так же, как мы платим сейчас за тепло и воду. Из графы о содержании и ремонте жилья расходы на обращение с ТБО «выведут», зато новая строка появится в квитанции за «коммуналку». Услугу будет предоставлять всё тот же региональный оператор. Во сколько она обойдётся, пока неизвестно. Ранее в правительстве Бурятии пообещали сделать всё возможное, чтобы «смягчить» удар по кошельку населения. И чиновники намерены сдержать обещание, дабы не повторить печальный опыт других регионов, где тариф увеличился в 2-3 раза.

- Вы представляете? Для нас это катастрофа: если сегодня 650 тысяч человек кое-как платят за сбор, транспортировку и захоронение мусора, то 350 тысяч и не знают, что за это нужно платить. Поэтому мы хотим провести информационную работу с населением и ещё раз внимательно проанализировать тарифную составляющую, – рассказал глава Минприроды республики. – Рост тарифа, безусловно, будет на 15, может, 30 процентов – от этого никуда не уйти, но мы пытаемся его нивелировать, сделать так, чтобы он был минимальным.

По данным «Российской газеты», для перехода на новую систему обращения с отходами в 2015-2016 годах в Бурятии было принято 19 нормативно-правовых актов, 11 постановлений правительства республики и три приказа местного Минприроды. Сама терсхема была утверждена ещё  29 ноября 2016 года. Её актуализацию планировалось завершить к 1 сентября.

- То есть пока работа над ней ведётся, извините – актуализируется. А потом последует и сама «актуализация» экспертиз и т. д. По существующему в государстве порядку, на это никто и копейки не даст – если к государственному делу подходить честно и ответственно, – пишет «РГ». – Но и это не всё. Актуализаторы насчитали, что программа будет стоить 14 миллиардов рублей.

Утверждение всех этих манипуляций – трансформации и актуализации – запланировано на 1 ноября. В этом случае финансирование из госбюджета, возможно, начнётся только с 2018 года. Издание задаётся вопросом: кто же выполнит такой колоссальный объём работ, если миллионы рублей на строительстве очистных сооружений в Бурятии осваивают годами?