Лето и осень нынешнего года, видимо, войдут в историю как знаковые этапы в работе и развитии Улан-Удэнского авиазавода

В числе наиболее важных событий – выдача Росавиацией сертификата типа на средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 в конвертируемом варианте.

Новинка уходит в серию

Сертификат типа воздушного судна удостоверяет, что Ми-171А2, разработанный на Московском вертолетном заводе им. Миля, может безопасно перевозить пассажиров и грузы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе над водными акваториями, по правилам как визуальных, так и приборных полетов. Кроме того, документ подтверждает возможность эксплуатации вертолета на международных воздушных трассах.

Ми-171А2 сертифицирован по категории «А», предусматривающей выполнение самых жестких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам. В частности, одним из требований является возможность продолжать взлет с максимальной взлетной массой при отказе одного двигателя.

- Получение сертификата типа является одним из самых важных событий проекта и означает возможность начала поставок этого вертолета коммерческим эксплуатантам. Ми-171А2 открывает широкие перспективы к обновлению парка вертолетной техники отечественных и зарубежных операторов, имеющих опыт эксплуатации вертолетов семейства Ми-8/17, – подчеркнул генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

Летные испытания вертолета Ми-171А2, в которых участвовали четыре опытных образца, начались в 2014 году. Еще два опытных образца использовались в статических испытаниях. С начала 2017 года на вертолете Ми-171А2 выполнено более 200 полетов. Итогом проделанной работы стало завершение тестов по шести программам с оформлением актов дополнительных сертификационных испытаний. А на авиасалоне МАКС-2017 вертолет выполнил восемь демонстрационных полетов без отрыва от испытательной программы.

Более того, «Вертолеты России» и авиакомпания UTair подписали на авиасалоне МАКС-2017 соглашение о передаче двух вертолетов Ми-171А2 в опытную эксплуатацию авиакомпании. Целью соглашения является совместный вывод и продвижение вертолета на российский рынок, а также оказание содействия UTair на начальном этапе эксплуатации Ми-171А2, сообщила пресс-служба холдинга.

Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, посетивший У-УАЗ в августе, говоря о перспективах предприятия в целом, констатировал, что ситуация меняется в лучшую сторону, появляются новые модели, заметив, что у завода в перспективе «большое будущее».

- Сертификация вертолета Ми-171А2 - это шаг вперед, у вертолета большой экспортный потенциал. Улан-Удэнский авиазавод становится базовым предприятием «Вертолетов России» не только в рамках той продукции, к которой привыкли, - подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Хождение за три моря

Слова Дмитрия Рогозина о выходе У-УАЗ «за рамки привычной продукции» подразумевают под собой очень крупный экспортный заказ. Речь идет об Индии, экономические связи России с которой устанавливал тверской купец Афанасий Никитин, сходивший «за три моря» и первым из европейцев достигший Индии еще в XV веке – более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.  В веке двадцатом советско-индийские связи реанимировали легендарный премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и не менее легендарный лидер СССР Никита Хрущев, заложив основы очень тесного экономического партнерства. Одним из его продолжений стало решение освободить производственные цеха авиазавода в Улан-Удэ под российско-индийский проект по производству вертолетов Ка-226Т, сообщал ТАСС.

- Мы, считайте, решили вопрос, связанный с тем, чтобы освободить необходимые производственные цеха под очень перспективный российско-индийский проект. Мы договорились с нашими индийскими коллегами: они заинтересованы в том, чтобы появился вертолет Ка-226Т. Этот вертолет особенно подходит для индийского рынка, потому что он высокогорный, это камовская соосная система винта. Мы сейчас договариваемся о 200 вертолетах, - сказал Дмитрий Рогозин.

Вице-премьер пояснил, что есть договоренность о поставке в Индию 60 вертолетов, собранных на предприятии Улан-Удэ, а 140 будут уже локализованы на территории Индии, но все равно агрегаты сами будут производиться на Улан-Удэнском авиазаводе.

- Мы будем продвигать эту технику улан-удэнского авиазавода совместными усилиями, поскольку она стоит того, - пообещал Дмитрий Рогозин.

По его словам, продвижению продукции авиазавода способствует и работа исполняющего обязанности главы региона Алексея Цыденова.

- Алексей Самбуевич всегда уделял этому внимание, знает по своей бывшей работе, что такое эксплуатация авиационной техники. Сейчас у него есть возможность совместно с коллегией военно-промышленной комиссии практически все организационные вопросы решить, - отметил вице-премьер правительства РФ.

Легче легкого

Кстати, вертолет Ка-226 относится к классу легких винтокрылых машин, за отсутствие которых в линейке продукции У-УАЗ часто критиковали. Между тем «Вертолеты России» на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 впервые представили модель легкого многоцелевого вертолета VRT500, разработанного конструкторским бюро «ВР-Технологии», сообщила пресс-служба холдинга.

VRT500 – легкий однодвигательный вертолет соосной схемы расположения винтов со взлетной массой 1600 кг. Машина будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной общей вместимостью до 5 человек и оснащаться современным комплексом авионики, построенным по принципу «стеклянная кабина».

Вертолет предполагается к поставкам в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и других конфигурациях. Закладываемые в ЛМВ летно-технические характеристики позволят ему развивать скорость до 225 км/ч, совершать полеты на дальность до 860 км и брать на борт до 730 кг полезной нагрузки. ЛМВ планируется к сертификации в EASA (European Aviation Safety Agency) и к серийному производству на Улан-Удэнском авиационном заводе.

- Опытный образец легкого многоцелевого вертолета для проведения летных испытаний планируется изготовить к концу 2019 года. К середине 2021 года мы рассчитываем завершить испытания и сертифицировать машину, после чего она будет готова к выходу как на российский, так и на международный рынок, - отметил генеральный директор «ВР-Технологий» Александр Охонько.

Еще один привет Хрущеву

И еще одна новость с МАКС-2017 впрямую касается авиастроителей Бурятии. Первый образец нового самолета на базе хорошо известного россиянам Ан-2, производство которого планируется развернуть на У-УАЗ, демонстрировался на международном авиационном салоне. Самолет ТВС-2ДТС, призванный заменить легкий многоцелевой «кукурузник» Ан-2, имеет улучшенные по сравнению с Ан-2 характеристики. Участие У-УАЗ в этом проекте дает надежду, что завод возродит свою компетенцию и по производству самолетов.

Многие Ан-2, выпущенные более 40 лет назад, до сих пор работают. Народное название «кукурузник» самолет получил на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой, которую «внедрял» в сельское хозяйство все тот же Никита Хрущев. Кукуруза на российском севере не прижилась, а вот Ан-2, будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, оказался незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири и Крайнего Севера, где применялся повсеместно.

Так что будем ждать авиационных новостей. Улан-Удэнский авиазавод в последнее время поставляет их с завидной регулярностью. Так сказать, по МАКСимуму.