В этом году власть сменится в 17 субъектах страны. В 16 из них, в том числе в Бурятии, выборы будут всенародными, кроме Адыгеи, где главу республики в ходе тайного голосования определят депутаты местного парламента.

Для повышения явки среди молодёжи власти решили привлечь популярный сайт знакомств «Мамба». Они запустили совместное приложение под названием «Вместе на выборы». Программа уже доступна для скачивания в AppStore  и Play Market. Об этом сообщает телеканал «Дождь» со ссылкой на свои источники, близкие к Кремлю.

Дизайн приложения и сайта службы знакомств полностью совпадают,  а при запросе технической поддержки сервис отправляет на страничку Mamba.ru. С помощью программы молодые люди могут найти себе «вторую половинку» и потом вместе отправиться на выборы главы региона, которые состоятся в единый день голосования 10 сентября.

При поиске пары даётся фотография «кандидата» и предлагается ответить на вопрос: «Пойдёшь с ней (с ним) на выборы?». Если и парень, и девушка дали положительный ответ, каждый из них получает сообщение «Похоже, мы понравились друг другу. Мы можем вместе пойти на выборы 10 сентября». После этого они получают возможность переписываться.

Также с помощью приложения можно найти избирательный участок, удобный обоим пользователям. Разработчики отмечают, что с этого года россияне могут голосовать на любом участке (не по месту регистрации, а там где они находятся – то есть по месту пребывания – прим. авт.).

Генеральный директор «Мамбы» Андрей Бронецкий заявил, что запустить такую программу им «посоветовали». Была ли это администрация президента или Центризбирком, Бронецкий комментировать не стал, предложив журналистам перезвонить на следующий день. Как отмечает «Дождь», ЗАО «Мамба» через кипрский оффшор на 31% принадлежит Mail.ru Алишера Усманова, а основным акционером себя называет группа «Финам».

Идея же создания приложения «Вместе на выборы» принадлежит технологам, которые сотрудничают с внутриполитическим блоком Кремля, рассказали собеседники телеканала в администрации президента. Предложение обсуждалось на совещаниях в Кремле и после его решили опробовать на выборах в нескольких регионах. Если эксперимент удастся, программу будут использовать и во время президентской кампании в 2018 году.

К слову, Центризбирком опроверг свою причастность к новому сервису «Мамбы» для повышения явки.

- ЦИК России не имеет отношения к данному приложению, – заявили «Известиям» в комиссии.

Установку сняли

Напомним, в июле в Кремле рассказали, от чего будет зависеть победа «путинских» назначенцев на региональных выборах. Внутриполитический блок Кремля в этом году воспользуется прежней системой оценки губернаторских выборов. Учитываться будут три показателя – результаты голосования (то есть процент голосов, набранный руководителем региона), уровень явки и отсутствие крупных скандалов, рассказали источники интернет-газеты «Znak.com». В этом смысле команда первого замруководителя АП Сергея Кириенко продолжает пользоваться методами, принятыми еще при его предшественнике Вячеславе Володине. 

Экс-глава территориального департамента управления внутренней политики Андрей Колядин, который сейчас сотрудничает с близким к Кремлю «Экспертным институтом социальных исследований» (ЭИСИ) назвал такой подход «обычной практикой».

- Новые критерии вводить не будут, по таким параметрам эффективность работы команды на выборах оценивают ещё с 90-х годов, – пояснил эксперт.

По мнению политолога Аббаса Галлямова, три вышеперечисленных показателя – явка, результат и отсутствие скандалов – «в принципе правильны».   

- Можно добавлять новые – например, сравнивать показатели социального оптимизма в начале и в конце кампании. Однако если ограничиться минимумом, то должны быть именно эти критерии, – подчеркнул он.  

При этом если кандидат получил хороший результат (более 51% голосов избирателей) и провёл выборы без скандалов, вряд ли низкая явка будет считаться такой уж критичной. План по ней, в первую очередь, снижен для проблемных регионов, но и от прочих Кремль не будет требовать рекордов, пишет издание. Как уже сообщал «Znak.com», установку по обеспечению явки «сняли» со Свердловской, Калининградской, Кировской и Ярославской областей, а также с Бурятии.

По данным «Ведомостей», осенние кампании в регионах решено «сушить». Причина – небольшой разрыв между региональными и президентскими выборами. Есть опасение, что люди не захотят голосовать два раза подряд. «Известия», в свою очередь, напоминают: Кремль не заинтересован в искусственном повышении явки 10 сентября, а сама кампания по выборам губернаторов и местных заксобраний не рассматривается как подготовка к мобилизации избирателей на президентские выборы в марте 2018 года.

Волеизъявление по знакомству 

«Новая газета» подчёркивает: приложение «Вместе на выборы» существует не самостоятельно: оно интегрировано со всей базой анкет классического сайта знакомств «Мамба», куда люди заходят, явно не думая о выборах. Поэтому некоторые из них сильно удивляются первому сообщению, которое в обычной версии сайта звучит как «Давай пообщаемся!», а здесь – «Пойдём на выборы!».

На сообщения, которые автоматически были отправлены от имени корреспондента издания при выборе кандидата, пользователи реагировали по-разному: «Что ещё за выборы?», «Идём. Правда, не думал, на какие», «Сайт знакомств-то причём?» Самый честный ответ был такой: «Я осознанно от этого отказываюсь, доверяя свой голос большинству, каким бы оно ни было». Далее следовал уточняющий вопрос: «А если я не иду на выборы, я тебе не интересен?».

- Понятно, что для обычного пользователя заводить знакомство и в качестве места для первого свидания выбирать избирательный учас­ток, может, и оригинально, но не каждому понятно. Поэтому, скорее всего, первое сообщение будет поступать от специальных ботов или же тех, кому поручили повысить явку на выборах, – предполагает «Новая газета». – Но шансы самому попасть на такое сообщение крайне малы. Во-первых, вы должны друг другу понравиться на фото в Сети. Во-вторых, нужно ждать, что боты начнут рассылку именно по вашему дому или району. В остальных случаях смысла приглашать голосовать вместе нет, так как вы не живёте рядом.

Призывать людей идти на выборы нужно человеческим языком – через сервисы, на которых они сидят постоянно. Видимо, такой логикой воспользовались власти, когда решили повышать явку через сайт знакомств. Другое дело, что пользователи заходят туда не за поиском гражданской активности. И если и искать потенциальных избирателей, то на тех сайтах, где интересно мнение человека, а не его фотография, отмечает издание.

В крупных социальных сетях вроде «ВКонтакте» массовой предвыборной агитации нет – за исключением разве что публикаций местных групп, посвящённых разговорам в городах и районах. У них схожее название – «Подслушано», отмечается в статье. В таких сообществах посты о политике написаны живыми людьми и, скорее, связаны с желанием гражданских активистов привлечь больше людей на выборы. Например, в «Подслушано» посёлка в Астраханской области администраторы группы пишут: «Я понимаю, лето, арбузы, пляж… Но оторвитесь от стула, поинтересуйтесь, кто в нашем регионе идёт на выборы, поддержите нормальных кандидатов. А то потом опять будете удивляться, как же это так получилось, что под окном опять бардак».

В паблике «Подслушано Пермь» – сразу несколько публикаций с призывом идти голосовать, например: «Весь процесс выбора у вас займёт всего пять минут. Ну, может, чуточку больше. Пять минут, которые определят судьбу Пермского края на несколько лет вперёд».

Боты же пока ждут команды сверху и, скорее всего, появятся ближе к выборам. А вот что думает о приложении вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

- Вопрос в том, как избежать катастрофически низкой явки, которая будет восприниматься как отказ подавляющего большинства избирателей от участия в сентябрьской кампании. И для того, чтобы не слишком сильно уронить её, идёт поиск различных технологий, которые позволяют улучшить информирование населения о предстоящих выборах и привлечь внимание к основным кандидатам, поддерживаемым властями, – считает  эксперт. – С моей точки зрения, подобного рода ухищрения, как использование сайта знакомств, на явку практически никак не повлияют. О предстоящих выборах люди так или иначе осведомлены. Для этого не нужны дополнительные приложения. А вот сделать эти выборы интересными, чтобы на них пришли – это совершенно другая тема. И очевидно, что одного лишь информирования недостаточно.