Братья-монголы не перестают удивлять. 20 лет назад там традиционную медицину признали на законодательном уровне. А манба-дацан еще в 1990 году стал первой специализированной клиникой традиционной монгольской медицины. В этом дацане по госпрограмме обучаются более 700 студентов и аспирантов, есть даже свой ученый совет по защите диссертации. Об этом рассказал  нашей газете депутат Госдумы РФ шестого созыва Иринчей Матханов. В конце июля в Улан-Баторе  он участвовал в  восьмой международной конференции по традиционной медицине.

В этот дацан и россияне  едут в лечебный тур по 10-дневной путевке. А что же Бурятия с ее сокровенными знаниями искусства врачевания, вековым опытом и знанием традиционной медицины?  

Манба-дацаны

- Далеко не случайно в Монголии манба-дацан  стал центром традиционной медицины. Ведь во все времена ламы практиковали  врачевание. Так было и на территории этнической Бурятии.  Вспомним наши  наиболее знаменитые манба-дацаны (медицинские факультеты), они были в Гусиноозерском, Цугольском, Агинском, Ацагатском монастырях,  - рассказывает Иринчей Матханов.

Поэтому неудивительно, что в начале XIX века братья Петр и Александр Бадмаевы, получив знания в бурятских дацанах, были влиятельными людьми при дворе Николая II. Они, как и ламы, определяли болезни по пульсу, глазам, цвету кожи, вкусовым пристрастиям, лечили крайне сложные формы туберкулеза, тифа и других заболеваний.

И сегодня бурятские ламы не утратили традиций врачевания. А люди старшего поколения с любым недугом обращаются именно к ним, чтобы получить консультацию и лечение. Да и сам Хамбо лама Дамба Аюшеев начинал эмчи-ламой.

По следам Итигэлова

- В свое время Хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов  создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор».  Зимой договорились с уважаемым Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым  и эмчи Иволгинского дацана о восстановлении итигэловского «Жора»   с составом местных лекарственных растений как максимально адаптированных для жителей Бурятии. Мы выбрали 10 первых препаратов, очень популярных сегодня. Сбор сырья будем вести на территории всей этнической Бурятии. Для этого формируется экспедиция. В перспективе сангха может выделить землю возле дацана для адаптирования ряда  лекарственных растений. Надо начинать. Этого хотел еще мой папа, - рассказал инициатор такого движения Иринчей Матханов.

Еще в 80-х годах его  отец, Эдуард Иринчеевич, большой   ученый в сфере традиционной медицины, стоял у истоков научной разработки лекарственного сырья.  В свое  время даже Далай-лама высоко оценил ТАНы, бурятские фитосборы, которые  он разработал в БНЦ на основе местных растений. Однако до сих пор нет полного доступа препаратов традиционной медицины на фармацевтический рынок.

Отправная точка

- Богатый опыт традиционной медицины Бурятии мог бы принести жителям России большую пользу, нежели  сейчас, - считает Иринчей Матханов.

-  Мы должны добиться такого уровня развития восточной медицины, при котором у россиян отпала бы надобность ехать лечиться в Китай, Корею, Монголию.  Бурятия должна стать той отправной точкой, откуда должно начаться развитие традиционной медицины в России.   Для этого в республике есть  существенная база.  Научную составляющую  обеспечивают  БНЦ, ВСГУТУ,  медицинские кадры – БГУ, практическое применение  -  Центр восточной медицины, а идеологию – Буддийская сангха России, - убежден Иринчей Матханов.

Как показал опыт, бурятской ветви  восточной медицины  подвластны все направления: профилактика и реабилитация  заболеваний.  Но Россия заметно отличается от других стран тем, что профессиональный медик не может получить право на практику, если знает только восточную  медицину. Система образования и сертификации пока не признает восточную медицину как специальное направление деятельности.

Матханов  считает, что важным шагом к интеграции комплементарной медицины в систему отечественного здравоохранения стало бы пополнение реестра медицинских специальностей России  рядом новых специальностей, таких как «специалист в области восточной медицины», «врач-фитотерапевт», «фитофармаколог» и другие.

- На одном из координационных советов мы как раз обсуждали варианты высшего образования по традиционной медицине.  На наш взгляд, разработка нового профессионального и образовательного стандарта специалиста комплементарной медицины  вполне реальна,  - рассказал  он.  - Российские власти должны понять, что в мире существует традиционная медицина, где успехи врача не так-то просто измерить стандартами или описать законом. И что такая медицина оказывается лучше для пациента.

Спрос на традиционную медицину

Люди не перестают обращаться к  восточной медицине. Однако проблема в том, что лечение ее методами не включено ни в программу обязательного медицинского страховании, ни в другие  гарантии, то есть они не применяются в официальных поликлиниках.  Хотя восточная медицина официально доказана и эволюционировала в современную медицинскую деятельность. Например, в поликлиниках назначают травы, потому что есть такой  официально утвержденный метод – фитотерапия, пиявки – гирудотерапия. 

- Для традиционной медицины в российском законодательстве есть правовое поле. И есть отдельная статья закона об основах охраны здоровья граждан  России, которая так и называется – народная медицина. Там  определен порядок, как человек, умеющий и знающий, как использовать методы народной медицины и помогать людям, может этим заняться, - пояснил нам  экс-депутат Госдумы Иринчей Матханов. – Но нужно разделить традиционную и народную медицину.

Опорная площадка

- В последние годы Буддийская традиционная сангха России  активно участвует  в возрождении восточной  медицины. В 1993 году при  Агинском дацане, ныне Агинская буддийская академия,  вновь открыли  медицинскую школу, там тибетскую медицину преподают  в её аутентичной форме.  Недавно при медицинском факультете БГУ  открыли кафедру, в Институте  восточной медицины  РУДН  -    кафедры традиционной китайской, тибетской и аюрведической медицины. Всё это свидетельствует о том, что уже  накоплен большой опыт научной, образовательной и инновационной работы в области традиционной восточной медицины, - сообщил  Иринчей Матханов.

Сейчас, по его мнению, в  Бурятии  необходимо создать условия, которые кардинально отличали бы нас от других регионов, и здесь реализовать проекты. Один из них, к примеру,  на базе сангхи России, чтобы, как в манба-дацане в Монголии, исполнялась  госпрограмма по обучению эмчи-лам, а в Центре восточной медицины люди могли бы лечиться по программе обязательного медстрахования.

- Бурятия могла бы стать всероссийской опорной площадкой для реализации методов и средств традиционной медицины. Для этого есть все условия – центр российского буддизма, сеть санаторно-курортных учреждений, большой рекреационный ресурс, научные разработки, - говорит Иринчей Матханов.

А возможности традиционной медицины давно оценили профессионалы. Специалисты центра по подготовке космонавтов рассказывают, что при применении методов восточной медицины адаптация проходит в два-три раза быстрее. Быстрее возвращаются в строй профессиональные атлеты.  А про наших бабушек и дедушек, заточенных на восточную медицину, и вовсе промолчим.

справка

В настоящее время в 60-ти странах мира традиционную медицину уже узаконили, а в 26-ти применяют  страхование традиционной медицины.

В профилактике болезней, реабилитации больных в будущем большую роль будет играть именно традиционная медицина. И этой позиции придерживается ВОЗ, рассматривая перспективы современной медицины в плоскости развития традиционной медицины.

Будучи депутатом Госдумы, Иринчей Матханов инициировал  международные форумы и симпозиумы для привлечения внимания к этой теме. Среди них – международный форум «Традиционные медицинские системы мира» и Объединенный российский конгресс по комплементарной медицине, а также первый международный конгресс по традиционной медицине стран ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Был  сопредседателем рабочей группы при Минздраве РФ и председателем экспертного совета по комплементарной медицине комитета Госдумы  по охране здоровья.