бокс
4597

«Здравствуйте, меня зовут Оюна Васильевна, я ваш новый дворовый инструктор»

В юности «пацанка», позже чемпионка по тайскому боксу, Оюна Абдулмуслимова нашла свое призвание в работе с детьми

Фото: личный архив О. Абдулмуслимовой

Я часто раньше видела в центре города полноватую женщину, нагруженную огромными пластиковыми пакетами с мячами, с торчащими оттуда клюшками. Казалось, она всегда чем-то озадачена. А  недавно она предстала тонкой, веселой, довольной жизнью девушкой. 

Авария перевернула жизнь 

Оюна, одна из шестерых детей в семье, помнит, как первый раз в жизни надела девчачий наряд. Это было синее красивое платье. Но «протянуло» оно всего один день. Вечером на дискотеке завязалась драка с девчонками, и платье было испорчено. Как и была закончена учеба в педколледже. Педсовет, слова «какой из тебя педагог…». Только преподаватель педагогики  пыталась ее защитить, ссылаясь на то, как Оюна умеет находить общий язык с детьми, рисовать наглядные пособия… 

После отчисления началась жизнь в развлечениях - сплошные дискотеки, проба алкоголя… Но однажды все закончилось. 

- Это было как в боевике, - рассказывает Оюна. – 11 сентября 1998 года мы с подругами вышли с танцев, остановили крутую иномарку, там двое парней. Говорим, довезите нас. Обычные ребята на вид, но, увидев ГАИ, как дали по газам. Началась погоня, помню стрельбу, оказалось, машину они угнали. Мы врезались в киоск на Геологической, дерево снесли, автомобиль всмятку, но все остались живы. 

Пришла я в себя - темнота, руками упираюсь во что-то твердое вверху, начала кричать. Оказалось,  томографию прохожу. Сразу  спрашиваю, где мои подруги? Это было 20 ноября 1998 года. С той аварии ни капли алкоголя, ни чего-то другого. 

Активная, хулиганистая Оюна долго не выходила из дома, не училась, не работала, не развлекалась, как прежде. Ничего не хотелось. Из этого состояния ее вывели тайский бокс и отец. Милиционер Василий Жимбеевич Худаков, работающий с трудными детьми, знал, как помочь дочери. 

- Папа принес объявление из «Информ Полиса» о наборе в тайский бокс, – продолжает рассказ Оюна. – Смотри-ка, вот сходи туда, сказал отец. Я пошла без всякого желания, да еще тренер говорит: вам 19, вы уже «старенькая», можете походить для себя. А уже через несколько месяцев, в декабре  1999 года, летела на свой первый чемпионат России в Калининград. Соревнования, разъезды, тренировки, общение… Такая жизнь интересная началась. Ни  минуты свободного времени. Мама говорила, если тебе бог сохранил жизнь, то ты для чего-то нужна здесь, значит, должна измениться. Когда  начала заниматься тайским боксом,  думала, вот для этого я и нужна. Потом родила сына и дочь – думаю, я нужна, чтобы дать своим детям жизнь. Сейчас работаю дворовым инструктором и тоже думаю, что я для этого и есть, чтобы работать с детьми. 

Сложная любовь – тайский бокс 

О периоде в тайском боксе Оюна говорит неохотно, хотя она была чемпионкой России. Слишком больно было – пришлось уходить именно в тот момент, когда ее спортивная звезда начала восходить.

Спортсменка вспоминает:

- Первый мой чемпионат России был  большим опытом  для меня. Затем была товарищеская встреча в Улан-Удэ, так волнительно драться на глазах у  земляков, близких. Я красиво выиграла,  применив  свой любимый приемчик, «стрела» называется. Моя оппонентка  Ира Чабан из Ангарска тогда упала. Мы с ней до сих пор общаемся. Тогда  весь зал на Куйбышева в «Труде»  был забит  от отказа. Все за меня болели. Как я могла проиграть? Откуда-то силы взялись. Хотя Ира  мощная и рослая, а я пухленькая, маленькая,  причем недавно пришла в тайский бокс. Потом победа в Ангарске: весь зал настроен против меня, все кричат: «Бей ее!». У меня не было ни ярости, ни срыва, я просто знала, что буду сейчас побеждать. 

В 2002 году в какой-то момент Оюна начала резко уставать на тренировках. Узнав о беременности, ушла по-английски. С одной стороны, радовало, что скоро будет ребенок. С другой – в спорте все только начиналось, Оюна только начала понимать, что такое тайский бокс, начала разбираться в своих ошибках, ей казалось – еще чуть-чуть, и она поднимется выше. В течение семи месяцев не давала о себе знать. Но, когда появилась перед ребятами и тренером, сначала  все замерли, а затем захлопали. 

- Я очень тяжело отходила от бокса, - говорит она. - Организм привык, что я в семь вечера должна тренироваться, и с животом, надев перчатки, накладки, просто ходила по дому. Я очень скучала и никогда не забывала про тайский бокс. Хорошо, что Жаргал Очиров создал федерацию. И Жаргал, и другие ребята, с которыми я тренировалась, никогда меня не забывали. Все время звали на турниры посудить, за это им большое спасибо. 

Учитель по играм 

После второго замужества и рождения второго ребенка Оюна с дипломом спортфака БГУ устроилась  в центр культурно-массовой работы. Поначалу боялась, что не справится. Ей определили участок - центр города. Она купила мяч, свисток, секундомер и пошла во дворы. Знакомилась с детьми: «Здравствуйте, меня зовут Оюна Васильевна, я ваш новый дворовый инструктор». 

- А у детей глаза загорелись при виде мяча. Они говорят: «О,  вы тренер по футболу! Здорово!» - вспоминает Оюна. – Я отвечаю, да, хотя сама не увлекалась  футболом, посмотрела по интернету, как, чего. Но у нас не только футбол, есть дворовые игры:  лапта, казаки-разбойники, городки, колечко-молечко даже. Я будто в детство окунулась…  Сентябрь, октябрь. Зима наступила, думала, мерзнуть будем, но ничего, мы же все-таки дворовые инструкторы. В какой-то момент я понимаю, да, это хорошая работа. И мой папа говорит: «Оюна, ты хорошим делом занимаешься». Теперь мне кажется, что я всю жизнь работала с детьми. 

Инструктор вспоминает, как однажды мальчик из ее команды показывал на нее своей бабушке и кричал: «Смотри, баба, это наш учитель по играм!». 

Оюна ходила в прошлом году в БГУ, просила для детей разрешения заниматься на стадионе. Не отказали, дали время с шести до девяти утра. Своя площадка у них бетонная, опасная, а тут газон. Дети на нем чувствуют  себя Марадонами. 

- Они становятся такие добрые, счастливые, - говорит инструктор. – Даже я другая на этой травушке-муравушке. И разбежаться можно на большом стадионе. В шесть утра каждый божий день дети со всех концов города съезжались сюда, кто от бабушки, кто на велосипедах, кто пешком. Родители говорят: «Оюна Васильевна, ребенок сам себе будильник ставит, сам утром чай кипятит, завтракает и убегает. А в восемь вечера уже ложится…».  Мы так боялись, что нам  запретят ходить на газон.  И каждое утро бежали. Дети вдруг начали у родителей просить форму. И это так газон влияет. 

С детьми Оюна хоть и строга, но общий язык находит. Ее дворовая команда – финалисты первенства Улан-Удэ по футболу, по лапте, девочки в 2016-м и 2017-м становились победителями  по футболу. Старшие ребята сами предлагают свою помощь, присматривают за младшими. 

- У нас  нет возрастных ограничений, здесь ребята с 6 - 7 лет, также и взрослые. Они иногда просят, например, организовать волейбол. Наша задача – привлекать детей к занятиям, максимально заинтересовать. А если нашлись спортивные таланты, то передать уже профессиональным клубам, - говорит Оюна. - Многие хотели бы заниматься футболом, но не у каждого есть возможность платить. Они с радостью бегут к нам на площадку. Мы занимаемся на Профсоюзной,  40, и на Смолина,  14, это территория школы №4. Летом на стадионе Дома спорта БГУ с шести до девяти утра. 

Брошка от мужа

Муж Игорь во всем поддерживает Оюну, часто звонит, ела или нет, замерзла или нет? Именно муж заставил ее сделать еще один шаг в лучшую сторону. И здесь помогла железная спортивная дисциплина. 

-  В январе этого года я весила 90 кг, - рассказывает с улыбкой Оюна. - Мне было сложно подниматься в гору на проспект Победы. Какой же я дворовый инструктор? Да и родители ребят, наверное, смотрели и не очень доверяли. А когда меня награждали в конце года как лучшего инструктора, кто-то хохотал, ведь выкатывался колобок с прической. Муж всегда мне говорил: «Иди сюда, я тебя за талию обниму», а сам за шею обнимает и смеется. Но когда в очередной раз пошутил: «Я куплю тебе скоро брошку, где брошка - там перед», я заплакала и решила: «Все, хватит!». Так началась моя борьба с собой. 

За несколько месяцев жесткой работы над собой, почти как в спорте, Оюна похудела почти на 30 кг. Детям стала нравиться еще больше. И главное, стала очень нравиться самой себе. 

- Спорт воспитывает силу воли, организовывает во всем, - уверена она. – Мозги по-другому думать начинают. Безделья нет. Я раньше планы писала,  потом посмотришь на выполненное вечером - ничего не сделала, кроме тренировки: в 19.00 вычеркнуто. Со временем все больше пунктов вычеркивалось. Человек, занимающийся спортом, все время думает, какие ты сегодня ошибки совершил, что надо сделать завтра. Оттуда дух, сила, воля.

Автор: Соелма Дагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях