Байкал
2330

«Улан-удэнские очистные, маловодье и спирогира»: министр природы Бурятии рассказал, почему ухудшается состояние Байкала

По мнению Юрия Сафьянова, жители республики и учёные должны объединиться для спасения священного озера

Фото: russianstock.ru

С каждым годом состояние Байкала вызывает всё большее беспокойство у специалистов, общественников и простых людей. Причин тому множество – обмеление, появление чужеродных водорослей, планы по строительству ГЭС на Селенге и её притоках, а ещё – загрязнение озера химикатами и фекалиями.

Недавно глава Минприроды России Сергей Донской дал большое интервью газете «Аргументы и факты». Он рассказал о сортировке и переработке мусора в российских регионах, развитии инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, борьбе с браконьерами и о будущем Арктики. Прокомментировал министр и ситуацию, сложившуюся вокруг священного озера. Главной угрозой для него, по мнению Донского, в течение нескольких лет оставался Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.

- Благодаря позиции правительства ЦБК был закрыт в 2013 году. Но остаётся значительный негативный фон, связанный с работой ЖКХ, старыми полигонами, брошенными предприятиями. Во многих городах по берегам озера нет очистных сооружений. В первую очередь нужно строить их, в том числе в Улан-Удэ, – считает Сергей Донской. – Это приоритетные задачи, поэтому на создание очистных в столице Бурятии деньги в этом году выделили из резервного фонда правительства. Продолжается строительство канализационных очистных сооружений в Иркутске, ещё целого ряда очист­ных и полигонов. В результате этой работы мы сможем гарантировать потомкам, что, как и сегодня, из Байкала можно будет пить чистейшую воду. 

Ещё одна проблема, по мнению Донского – рост потока туристов.

- Нужна туристическая инфраструктура. Никто не заинтересован ограничивать доступ к Байкалу. Но сохранять то, что дала природа, должны не только органы власти, но и каждый местный житель, каждый турист, – подчеркнул он.

«Что происходит с природой, мы не знаем»

Проблемы «жемчужины Сибири» планируется обсудить на международном форуме «Байкал +20», который пройдёт в Бурятии с 26 по 30 июля. Мероприятие приурочено к «круглой дате»: 20 лет назад, в декабре 1996 года, озеро включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, вот уже 25 лет в нашей стране работает межведомственная комиссия по Байкалу.

Форум объединит порядка 200 участников. Среди них – не только представители России, но и гости из Франции, Китая и Монголии. К дискуссии присоединятся члены Совфеда, депутаты Государственной Думы и учёные. Инициаторы мероприятия – федеральное агентство научных организаций  (ФАНО) и правительство республики.  

- Прежде всего, мы попытаемся разобраться, что всё-таки произошло с Байкалом за эти 20 лет и почему, – пояснил на правительственном брифинге 24 июля и. о. министра природы Бурятии Юрий Сафьянов.

В ближайшие дни в Бурятии также состоится заседание межведомственной комиссии по вопросам охраны озера. Участие в нём примет Сергей Донской. Всего в повестке – десять вопросов и большинство из них, по словам Сафьянова, пересекаются с теми, что вынесут на форум.

- Это и приоритетный проект «Уникальный Байкал», и переход на новую систему обращения с отходами, и экология озера, и планы по реализации федеральной целевой программы по охране Байкала, – перечислил он.

Известно, что глава Минприроды России прибудет в Бурятию 28 июля. Что касается экологической ситуации на Байкале, у республиканских чиновников на этот счёт своя точка зрения.

- Мне часто задают этот вопрос. На самом деле, есть несколько факторов. Первый – тот, на который мы можем повлиять и, в конце концов, изменить ситуацию. Это устаревшие котельные и недостаток качественных современных очистных сооружений в центральной экологической зоне Байкала, – пояснил и. о. министра. – В рамках ФЦП мы с этой работой справляемся.

Так, в 2017 году стартует долгожданная реконструкция правобережных очистных сооружений в бурятской столице. Власти надеются, что после её завершения состояние главного притока Байкала – Селенги и, следовательно, самого озера, улучшится. Но где-то власти и учёные пока бессильны.

- Уже 22 года на территории республики продолжается так называемый «маловодный период». Это значит, что Байкал получает порядка 60-70 % от нормы свежего притока воды, – подчеркнул Юрий Сафьянов и привёл в качестве примера обычный аквариум. – Если воду в нём не чистить и не менять, она начинает «цвести», пахнуть и всё остальное. Что происходит с природой, мы не понимаем. Краткосрочный или среднесрочный это период или же глобальные изменения климата, тоже не знаем. Но это ключевой фактор, который также влияет на уникальную экосистему Байкала. Здесь мы, к сожалению, ничего сделать не можем.

Кто виноват и что делать

Ещё один бич Байкала – чужеродная водоросль спирогира. О том, что из-за неё самое глубокое в мире пресноводное озеро рискует превратиться в большое болото, в последнее время всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Это опасное явление наблюдается уже несколько лет и с каждым годом масштабы проблемы растут.

Ранее учёные объясняли появление спирогиры на мелководье загрязнением сточными водами. Чуть позже появилась новая гипотеза. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту водоросли. Чтобы защитить от неё Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё в прошлом году начали добровольно отказываться от использования «опасных» порошков.

Между тем, в Минприроды отмечают: антропогенная нагрузка сыграла свою роль, но дело не только в человеческом факторе и моющих средствах.

- Но мало кто может ответить на вопрос, почему спирогира встречается в тех местах, где нет человека – в национальных парках и заповедниках, – отметил о. и. министра. – Необходимо проводить научно-исследовательские работы, подключать научное сообщество. Надо всем вместе разобраться, что всё-таки происходит с Байкалом и как ему помочь.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях