К Дню Петра и Февронии мы предлагаем нашим читателям рассказ о семье, которая является символом этого праздника любви и верности. Журналист издания "Кяхтинские вести" встретился с Андреем и Санией Поповыми, которые вместе уже 33 года. 

Переселенцы из Татарии

Они знакомы с детства, учились в одном классе, играли, дружили. Но тогда и не думали, что создадут семью, в которой тесно переплетутся русские и татарские традиции и обычаи.

В 1952 году в небольшое село нашей республики из Татарии приехали очередные переселенцы. Первые из них начали заселять Кяхтинский район еще в 30 - 40-е годы. Мама Сании Зуфаровны приехала со своей мамой и сестрой совсем юной девушкой. 19-летняя Ходия Аскарова еще на родине окончила 10 классов, подрабатывала учительницей в школе.

- Но юные годы вспоминает со слезами: трудна была тогда жизнь, небогатые татары страдали от налоговых поборов, голода и разрухи.

Переехав, они устроились работать в колхоз, несмотря на суровый климат, быстро привыкли и освоились. В селе Усть-Кяхта она познакомилась со своим будущим мужем, Зуфаром Рахматулиным, чья семья переехала намного раньше. Почти сразу после переезда, спустя 4 года, в 1944 году у него умерла мать, двое старших братьев ушли на фронт. В то время они жили втроем: он, его отец и сестра. Детство его, как у всех тогдашних ребят в годы войны, закончилось рано. В 9 лет началась трудовая колхозная жизнь.

Свои традиции, культуру, язык и вероисповедание переселенцы свято чтили и хранили, соблюдали пост и отмечали свой большой праздник. Русские и буряты всегда относились к ним по-братски, как и было принято в то советское время.

Зуфар Галимович и Ходия Аскаровна родили и воспитали четверых детей. Сестер Сании Зуфаровны зовут Альфия и Люция, а брата – Ильгиз. У всех, конечно, есть русские варианты имен. Например, Санию многие в деревне зовут Соней, Альфию — Аллой, а Люцию – Люсей. Но супруг Сании Зуфаровны Андрей Викторович зовет ее только Сания. Так им нравится обоим.

Тропинки пересеклись

После окончания школы они разъехались в разные стороны, каждый из них выбрал свою дорогу. Андрей Викторович поступил в Иркутский геолого-разведочный техникум. Отслужил в армии и работал по специальности в разных экспедициях. Сания Зуфаровна поступила в Байкальское училище, по окончании которого получила специальность аппаратчика химического производства. Три года она проработала в Красноярске на химкомбинате. Но однажды их тропинки вновь пересеклись, и дальше по дороге жизни они уже пошли вместе.

Встретились они в родной Усть-Кяхте во время отпуска. Работать в Монголию поехали уже женатыми и с детьми. Там они прожили три года.

По словам Сании Зуфаровны, это были одни из лучших дней в их жизни. В то время в Монголии работали специалисты со всех концов всесоюзной республики, и за границей люди объединялись, чтобы не так сильно скучать по своей стране, дому, малой родине. За эти годы они приобрели настоящих друзей, с которыми поддерживают связь до сих пор.

По возвращении из соседнего государства они решили остаться на земле, на которой родились и выросли. Устроились работать в психоневрологический интернат. Андрей Викторович от простого рабочего вырос до директора интерната. Сания Зуфаровна работала в столовой и прачечной. У них трое сыновей, считают они себя русскими. Мама сожалеет, что не смогла научить их говорить по-татарски. Сама знает его в совершенстве. Как вспоминает, дедушка заставлял ее писать письма родным на далекую родину. Сейчас она любит смотреть телевидение Татарстана, слушать песни. Сыновья выбрали в жены русских девушек, у них с мужем уже трое внуков.

Кяхтинские татары

Пожилые татары в Усть-Кяхте, как и ее дед, строго соблюдали свои обычаи, ежедневно совершали молитвенные обряды. Вообще в мусульманском мире не много праздников, одними из главных считаются Курбан-Байрам и Ураза-Байрам. В Рамадан начинается пост, который длится месяц. До захода солнца нельзя ни есть, ни пить, после наступления ночи можно все.

Курбан-Байрам –  праздник жертвоприношения, он является завершающей частью хаджа – ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Его отмечают через 70 дней после Ураза-Байрама. Ураза-Байрам – это как Пасха, когда начинается разговение после великого поста. В этот день готовятся угощения, сладости, мусульмане навещают родных и друзей, дарят подарки.

Сания Зуфаровна старается соблюдать обычаи, но в советский период, отмечает она, их не особо придерживались. В наше время татары Кяхтинского района все чаще обращаются к истокам и корням.

Группа активных женщин объединилась, чтобы создать в Усть-Кяхте центр татарской культуры, который они назвали «Алма ага чары», что означает «Яблоневый сад».

В конце апреля они в составе группы от Кяхтинского района съездили на международную выставку «Туризм и отдых в Бурятии – 2017», где заняли первое место в номинации «Лучшая презентация – 2017».

Буузы и чак чак 

В семье Поповых никогда не было конфликтов на национальной почве. Уже давно татары, буряты и русские живут бок о бок вместе, дружат с детства, многие говорят на языках друг друга или понимают. Можно отметить немало схожего в культуре бурят и татар: протяжные мелодии, яркие национальные одежды. А различия в культуре и обычаях, наоборот, стали изюминкой района: гостей встречают по-русски – хлебом-солью, по-бурятски – молоком, по-татарски – чак-чаком. От разнообразия блюд национальных кухонь гости приходят в восторг.

В семье Поповых готовят разные блюда. На Пасху обязательно красят яйца и пекут куличи, на Сагаалган – буузы. Андрей Викторович любит татарские бэлиши и чак-чак.

Все в жизни этой пары сложилось как надо. Единственное, о чем жалеет Сания Зуфаровна, - это то, что она так и не съездила в Татарстан. А ей так хочется пройтись по родной земле своих родителей, обычаи и традиции которых она постаралась сохранить в своей семье.