Сегодня в новостройках на юго-западе Улан-Удэ проживает почти тридцать тысяч человек – это почти десятая часть населения бурятской столицы. Но добраться туда или, наоборот, уехать в город, бывает непросто: узкая трасса просто не справляется с потоком машин. А потому до недавних пор общественный транспорт и автомобили в «час пик» вставали в многокилометровую пробку. Вместо десяти минут ехать приходилось почти час. После каждого более-менее крупного ливня там появлялись огромные лужи, в которых «застревали» не только машины, но и автобусы.

Двухполосную дорогу на окраине Улан-Удэ построили ещё в 80-е годы. Местные жители неоднократно обращались к городским властям с просьбой расширить её, однако чиновники всё никак не могли найти деньги и ограничивались ямочным ремонтом. Хотя эта проблема серьёзно обсуждалась три года назад. В мэрии даже разработали проектную документацию на реконструкцию автодороги от улицы Орловская в микрорайоне Горький до въезда в Улан-Удэ. Госэкспертиза дала положительное заключение. К реализации проекта должны были приступить в 2016-м году. Правда, потом вопрос «повис» в воздухе.

В итоге горожане решили взять инициативу в свои руки. Они разместили в Интернете петицию с просьбой провести реконструкцию многострадальной дороги – расширить её и «обновить» асфальтовое покрытие, а расположенное поблизости кладбище огородить забором. Под обращением удалось собрать лишь 238 подписей. Минувшей осенью ситуация начала накаляться. Уставшие от постоянных пробок люди пригрозили перекрыть магистраль, если вопрос не решится в их пользу в ближайшие пару месяцев.

Дорога за 300 миллионов

В апреле стало известно: реконструкции быть. К строительству дороги в «сотые» кварталы – от улицы Орловская до 111 микрорайона – чиновники пообещали приступить в этом году. Как сообщил на брифинге в мэрии начальник управления дорожного строительства Евгений Соболев, там появится четырёхполосное движение, тротуары и даже велосипедные дорожки.

Договор с компанией-подрядчиком – ООО «Дорстройсервис» – был заключён 15 июня, вскоре начались и подготовительные работы. По данным Минтранса Бурятии, реконструкция обойдётся в 328 миллионов рублей и пройдёт в два этапа. В 2017 году до четырёх полос расширят участок длиной 2,7 километра, а в 2018-м отремонтируют оставшийся отрезок в 2,8 километра.  

«Ну что же делать с этими баранами?»

Ещё до начала работ некоторые улан-удэнцы высказывали опасения, что долгожданная реконструкция может обернуться транспортным коллапсом, хотя в мэрии и разработали схему объезда – по улице Орловская.

Схема с официального сайта Улан-Удэ

В соцсетях горожан призывали приготовиться к пробкам и отнестись к ситации с пониманием.  Ремонтные бригады заступили на участок дороги в «сотые» несколько дней назад, а терпение некоторых местных жителей уже на исходе. Они задыхаются от пыли, которую поднимают снующие туда-сюда машины, ведь объездные пути пролегают через жилой массив. 

- Пылища такая, что вообще ничего не видно, только окна мыть успеваю, – пожаловалась infpol.ru Анна Михайлова из микрорайона Горький.

А некоторые горожане не понимают, как теперь переходить дорогу при столь интенсивном движении.

- Из-за ремонта сделали объезд через 110 микрорайон. И как я теперь через дорогу ходить буду? Пешеходного перехода-то нет... Поток транспорта увеличился в разы. Жители 110 квартала, скидываемся на краску – и айда ночью «зебру» рисовать. Вряд ли нам её кто-то другой нарисует, если только собьют кого – не дай бог, конечно, – написал на днях один из посетителей популярного паблика «Аноним 03».

Фото: vk.com/an0nim_o3

Нехватку пешеходных переходов отмечают и другие жители микрорайона.

- Там, где остановка «Старый 110», сейчас вообще проблематично дорогу переходить, особенно за детей страшно. Поток машин очень большой, потому что объезд пролегает именно там. Фуры ездят. Не понимаю, почему люди, которые рядом живут, до сих пор ничего не добились, ведь их же дети по дороге бегают, – поделилась с infpol.ru Светлана Иванова.

Особенно нелегко приходится молодым мамам.

- Сейчас очень проблематично добираться до остановки с ребёнком, – рассказывает улан-удэнка Ксения. –  Ту, что находится  возле  дома перекрыли, поэтому приходится ходить на ближайшую – это минут десять, нести  малыша  на руках  тяжело. Вечные пробки. Мало того,  что до остановки идти надо по тропинкам, так ещё и «микрики» все полные мимо проезжают. Приходится вставать на работу в 5.30 утра, чтобы добираться без пробок.  

Автомобилисты, которые по-прежнему стоят на трассе  часами, на выражения не скупятся.

- Что творится в «сотых» – это жесть! Объездная дорога – это даже не дорога, а так, проулок. А пробку создают бараны, которые едут слева и справа и потом вклиниваются, создавая затор. Ну что с ними делать, с этими баранами?  – возмущается другой участник сообщества. – Все же спешат с утра, не только вы.  Ехали бы все ровно и не было бы такой пробки! Будьте людьми, а не стадом баранов, уважайте окружающих.

Фото: vk.com/an0nim_o3

Кто-то даже выступил с идеей организовать там «реверсивное» движение.

- Предлагаю открыть одностороннее движение из «сотых» кварталов в сторону города с семи до девяти часов утра, поскольку основной поток едет на работу, а вечером как обычно, – высказался житель Нижнего Саянтуя.

Многие улан-удэнцы его идею поддержали.

«Что теперь, вообще ничего не делать?»

Впрочем, судя по комментариям, часть жителей бурятской столицы реконструкции дороги только рады. «Наконец-то!», «Ура!», «Дождались!», – пишут они в соцсетях. Такого же мнения придерживается и известный фотограф Марк Агнор, проживающий в «сотых».

- Я с пониманием отношусь к тому, что там ведётся ремонт. Конечно, испытываю некоторые неудобства, но закрываю на это глаза, потому что знаю, что в ближайшее время всё будет гораздо лучше, – рассказал он infpol.ru. – Не сказал бы, что теперь дорога до центра города занимает больше времени, просто добавилось пять-десять лишних минут. Недовольных, конечно, много. Ну а что теперь, вообще ничего не делать? Это же тоже неправильная позиция. У всех, кто там живёт, будет хорошая дорога, а ещё рядом с нами строят и супермаркеты, и новую школу с бассейном. Это всё положительно скажется на уровне жизни, стоимость недвижимости поднимется. Что касается объездных путей – думаю, власти просматривали несколько вариантов, как это лучше сделать, и выбрали оптимальный.

С Марком соглашается его супруга Юлия.

- Я от души радуюсь любым «новообразованиям» в нашем районе – открытию магазина, офиса ЕИРЦ, поликлиник. У нас началось строительство новой школы, уже есть фотостудия, фитнес-центр и многое-многое другое. Я прекрасно понимаю, что всё делается исключительно во благо жителей, – отметила она. – Да, это возводится не за один день и мы с большой благодарностью принимаем все изменения. Это касается и ремонта дороги.  Я «жаворонок», встаю рано и выезжаю на работу чуть раньше основного потока, поэтому сама исключила для себя такое «неудобство», как пробки. А вечером после работы мы с мужем чаще всего задерживаемся в центре по делам и домой, как правило, едем после 19 или 20 часов. И тут для нас слово «пробка» проходит стороной. Я призываю жителей сотых кварталов и посёлка Горький к терпению и терпимости. Отнеситесь к этому как к историческому моменту в вашей жизни. А если всё-таки есть люди, сильно возмущённые этим «безобразным» ремонтом, предлагаю им скататься в Поселье на Левом берегу в «час пик».

«Придётся немного потерпеть»

Первый этап строительства  новой трассы в сотые кварталы формально разделили на четыре участка. Движение по ней перекрыли на два с половиной месяца – до 15 сентября. На днях ситуацию прокомментировали в администрации Улан-Удэ. Начальник управления дорожного строительства Евгений Соболев пояснил, что раз в два часа объездную грунтованную отсыпанную камнем дорогу поливают водой из водовозки. Это ответ на жалобы на пыль. Ну а к «заторам» на дорогах придётся, видимо, привыкать.

- Жителям придётся немного потерпеть, чтобы решилась проблема пробок, – цитирует Соболева ИА «Восток-Телеинформ».

Фото: Юлия Плеханова

Ещё один вопрос, который интересует горожан – исчезнет ли после реконструкции «знаменитая» лужа на подъезде к 102 микрорайону. В мэрии пояснили, что в проекте реконструкции автодороги, разработанном в 2013 году,  объекты, которые впоследствии появились на обочине – рынок и ряд магазинов – предусмотрены не были. Они построены выше уровня трассы, а сама она оказалась в низине, куда стекает вода с заасфальтированных косогоров. При реконструкции этому вопросу пообещали уделить особое внимание.

- Сегодня мы вносим корректировки в проектную документацию, планируем водоотвод в существующий ливневой приёмник, который сделали буквально в прошлом году. Часть воды будет уходить в этот ливнеотвод, а часть пустим по противоположной стороне дороги, – пояснил Евгений Соболев.