Репортаж, посвященный Северобайкальску, опубликовала на минувшей неделе интернет-газета «Lenta.ru». Издание подчёркивает: своим возникновением он обязан строительству легендарной Байкало-Амурской магистрали – одной из самых протяжённых железных дорог в мире. Северобайкальск появился на карте СССР в начале 70-х как посёлок строителей БАМа и быстро развивался, а население росло. Но  с окончанием стройки века там начался постепенный упадок и, как отмечает «Lenta.ru», город остался не у дел.

О «ломаных» фасадах и Северомуйском тоннеле

Первые поселенцы-комсомольцы прибыли на север Бурятии 23 июля 1974 года и основали трудовой лагерь, первоначально состоявший из палаток и железнодорожных вагонов. C развитием железной дороги он начал быстро расти, и уже через шесть лет получил статус города. Промышленных предприятий на его территории нет, поэтому воздух относительно чистый.

Таким был Северобайкальск в советское время / Фото: sbaikal.ru

- Все, кто приезжает туда впервые, отмечают оригинальную конструкцию домов. Дело в том, что город расположен в зоне девятибалльных землетрясений, поэтому типовые пятиэтажки здесь имеют непривычные очертания –  здания с ломаной линией фасада, которая обеспечивает повышенную сейсмоустойчивость, – пишет издание. – Два Г-образных корпуса без балконов образуют разомкнутое кольцо, внутри которого находится двор, защищённый от продувания байкальскими ветрами. Проектированием кварталов и архитектурными решениями занимались специалисты из Ленинграда. Во многих дворах сохранена естественная растительность – сосны, а вдоль центральных дорог растут рябинки, посаженные первыми строителями.

С каждым годом в Северобайкальске становится всё меньше возможностей для получения образования, поэтому выпускникам школы, желающим продолжить обучение, приходится уезжать в  Иркутск, Улан-Удэ и Читу, подчёркивает интернет-газета.  Кстати, депутат Народного Хурала от Северобайкальска Оксана Бухольцева в соцсетях заявила, что здесь автор погорячился. Вчерашние школьники, по её словам, уезжают в основном в Красноярск и Новосибирск.

В репортаже упоминается и о знаменитом Северомуйском тоннеле, который по протяжённости (15 343 метров) является самым длинным в России. Он расположен в 300 километрах от Северобайкальска. Объект строили около 26 лет, при этом расчётный срок эксплуатации оценивается в 100 лет.

Открытие Северомуйского железнодорожного тоннеля на Байкало-Амурской магистрали / Фото: russianstock.ru

О спирогире и «коммуналке»

В 20 минутах ходьбы от центра Северобайкальска, на рукотворной косе, находится дачный посёлок «Нептун». Насыпь, на которой расположено садоводство, представляет собой отвал земли и гравия, оставшийся после строительства железнодорожной ветки. Участки нарезаны таким образом, чтобы у каждого был выход к воде. Из-за этого они получились узкими и длинными.

Популярное место отдыха среди местных жителей – Слюдянские озера, расположенные в 25 километрах от города. Рядом с Северобайкальском на берегу Байкала тоже есть пляжи, но в последние годы там мало кто отдыхает из-за большого количества гниющей водоросли – спирогиры. Она стремительно распространяется по Байкалу, вытесняя организмы, ответственные за очистку воды, рассказывает издание. Причиной появления спирогиры считают антропогенные факторы, в частности – загрязнение озера фосфатами, которые содержатся в сточных водах.

Видео: YouTube / канал U2Live

Как отмечает «Lenta.ru», жизнь в Северобайкальске размеренна и спокойна.

- У приезжих нередко возникает ощущение, что время здесь остановилось ещё в восьмидесятых. Северобайкальцы редко жалуются на жизнь, эти люди привыкли преодолевать трудности. Единственное, на что сетуют все без исключения – высокая стоимость коммунальных услуг, – говорится публикации.

О БАМе

Байкало-Амурская магистраль задумывалась как часть комплексного проекта по освоению природных богатств Восточной Сибири. На пути БАМа планировалось построить около десяти промышленных гигантов, но в итоге появился только один. Специалисты считают, что без освоения месторождений полезных ископаемых, залегающих вблизи магистрали, дорога всегда будет убыточной. К слову,  именно благодаря БАМу удалось обеспечить надёжное сообщение с дальневосточными регионами. Это был резервный коридор на случай захвата восточного участка Транссиба в ходе военного конфликта с Китаем.

Строительство БАМа / Фото: rzd-expo.ru

О рыбалке и ручных медведях

Сегодня в Северобайкальске проживает 24 тысячи человек. Это второй по численности населения город в республике после Улан-Удэ. Наиболее перспективным вектором развития местной экономики называют туризм. Но «высокий» сезон на Байкале – всего два месяца в году. Инфраструктура практически не развита, поэтому увеличение турпотока автоматически приводит к ухудшению экологической обстановки.

Одна из причин вялого развития туризма на севере Бурятии – транспортная удалённость. Из Иркутска до Северобайкальска на теплоходе на подводных крыльях под названием «Комета» можно добраться за 12 часов. Дорога на поезде займёт примерно полтора дня.

Традиционное занятие местных жителей – рыбалка. Это и способ заработка, и приятное хобби, и средство социальной коммуникации. Но, по словам жителей, с каждым годом рыбы становится всё меньше, а законодатели всё больше «зажимают» простых рыбаков.

Это может показаться странным, но в Северобайкальск всё же приезжает молодёжь из больших городов, подчёркивает «Lenta.ru». Молодые люди считают этот город привлекательным местом для создания семьи. В приоритете у них – иное качество жизни по сравнению с мегаполисом: низкий уровень преступности, чистая вода, благоприятная экологическая обстановка, красота окружающих ландшафтов. А нехватка рабочих мест воспринимается не как проблема, а как возможность для реализации собственного потенциала.

Кстати, прошлым летом недалеко от Северобайкальска начали появляться два медвежонка. Их мать убили охотники. Проезжающие люди подкармливают косолапых и фотографируются с ними. Они ещё маленькие и пока не в состоянии самостоятельно добывать пищу, пишет издание.

Таким увидел Северобайкальск сегодня корреспондент федерального издания. Фото: Lenta.ru / Антон Климов

Проблемный север

Напомним, летом 2016 года некоторые северобайкальцы порывались покинуть Бурятию. В петиции, которая появилась тогда на сайте «Российской общественной инициативы», северян призывали голосовать за «выделение» города из состава Бурятии» и его «присоединение» к Приангарью. Автор обращения заявил: часть местных жителей не устраивает многое – качество дорог, уровень медицины, тарифы, экономический застой, а главное – удалённость от Улан-Удэ. Самолёт в столицу Бурятии тогда летал лишь раз в неделю, а стоимость билетов достигала 8000 рублей. Все эти факторы приводят к «деградации местности и оттоку населения», заявил «возмутитель спокойствия».

Высказывались предположения, что инициатива выйти из состава республики – всего лишь предвыборный ход кого-то из кандидатов в Госдуму. Однако наблюдатели в этом засомневались. Известный в Бурятии журналист Тимур Дугаржапов в беседе с «АиФ в Восточной Сибири» (далее – «АиФ в ВС»). поделился мнением, что это, скорее, «фон протестного настроения части избирателей».

- Северобайкальск – город «сжимающийся». Источников для пополнения местного бюджета немного, да и в целом социально-экономическая ситуация в дотационной республике тяжёлая, – рассказал он изданию.

Широкая общественность неоднозначно, да и как-то вяло отреагировала на инициативу о смене «прописки» Северобайкальска. Но, возможно, она активизируется, как закончатся отпуска, сообщал «АиФ в ВС». А вот иркутянин Алексей Сотников, который часто ездит в Северобайкальск в командировки, поддержал эту идею. На его взгляд, эта территория с населением 24 тысячи человек совсем не депрессивная, а перспективная, особенно с точки зрения развития туризма. Красота Байкала и целебные источники – её большие преимущества, заявил житель столицы Приангарья

- В Интернете в обсуждениях темы также встретилось мнение, что если Северобайкальск войдёт в Приангарье, это будет логично и удобно для жителей, потому что до республиканского центра им всё равно приходится ездить через Иркутск, а так региональная столица станет ближе, – отмечало издание. –  Впрочем, среди жителей Бурятии есть мнение, что куда территорию ни присоедини, лучше ей уже не станет, потому что корень всех проблем в менталитете общества, а подобные инициативы – лишь попытка от этих проблем убежать.

Управляющий делами администрации Северобайкальска Кристина Панова рассказала «АиФ в ВС», что инициатива не стала для чиновников неожиданностью. В мэрии города знают, что среди некоторых жителей бытует мнение о необходимости войти в состав другого региона. Но кто автор предложения, власти сказать затруднились. Управделами также отметила, что границы регионов могут изменить при их взаимном согласии.

- Полагаем, что для практической реализации важно не только необходимое количество голосов за инициативу граждан, но и согласие субъектов Российской Федерации, – заявила Панова.

Отметим, на сегодняшний день инициативу поддержали 289 человек, необходимо ещё 942 подписей. Между тем, голосование завершится уже 7 июля.