Криминальная драма «Смерти нет» о молодёжных группировках советского Улан-Удэ вышла на широкий экран 18 мая. Жители и гости Улан-Удэ могут увидеть её во всех кинотеатрах города. Ранее в интервью infpol.ru продюсер картины – депутат Госдумы Николай Будуев – рассказал историю создания картины, а на пресс-конференции за три недели до премьеры признался, что относится к своему «детищу» «очень критически».

-  Хотя люди старшего возраста – прототипы героев и участники тех событий и молодёжь, которые смотрели фильм, говорят, что он хороший, – заметил он. – Все, конечно, немножко его критикуют. Девушки говорят, что там мало сцен любви, романтики не хватает. Кто-то считает, что нужно было уделить больше внимания старому времени. Нет претензий только по войне в Афганистане. Там всё получилось идеально. Изначально, когда мы смонтировали фильм и поняли, что он длится четыре часа, хотели разделить его на две части. Потом подумали-подумали… Сценарная линия в нём как-то «ломается». Решили убрать всю «воду». На самом деле, можно ещё пару сюжетных линий «рубануть» и сократить фильм до двух часов. Если я всё-таки решу сделать федеральный прокат, то урежу.

Николай Будуев подчеркнул, что его очень волнует реакция земляков.

- Я понимаю, что за пределами региона фильм, возможно, не вызовет интереса: там ведь не было ни чав, ни чуваков, – пояснил он.

После премьеры зрители давали неоднозначные отзывы:  кто-то хотел посмотреть полную режиссёрскую версию, а кто-то, наоборот, заявил, что фильм нужно сократить. Разгромная рецензия на «Смерти нет» появилась на сайте «Кинопоиск». Однако другие посетители популярного портала о кино заявляют:  это лучшее, что когда-либо  снимали  в Бурятии.

Своими впечатлениями от картины поделился известный журналист Александр Махачкеев. Его отзыв был опубликован в газете «Бурятия» 24 апреля. Кроме того, с ним можно ознакомиться на личной странице Александра Махачкеева в Facebook. Редакция infpol.ru приводит полный текст рецензии.  

 «Красивый фильм с эпическим замахом»

На прошлой неделе в ТРЦ «Пионер» прошла премьера долгожданного фильма «Смерти нет». Фильм анонсировался давно, его продюсер –  депутат Госдумы Николай Будуев, личность которого неизменно пребывает в фокусе общественного внимания. Тема картины –  это молодёжные группировки Улан-Удэ середины прошлого века. Тогда в столице Бурятии разыгрывались битвы формата район на район. «Хунхузы», «чанки», «генералы», «чавы», «LST-63», «гортоп» и т.д. –  всё это из той героической эпохи. 

Это довольно прихотливая история двух групп молодых улан-удэнцев разных поколений: «чанкайшистов» 80-х и «мажоров» в наши дни. История из прошлого даётся глазами главного героя Алсака, его роль в юности играет Арья Бальжитов, а взрослым – Владлен Степанов.  Он приезжает в город из села и идёт в школу. И в этот злополучный день его дважды избивают: сначала одноклассники, а затем – «чавы». При этом ему доходчиво объясняют, что он должен примкнуть к какой-либо группировке. Герой понимает: одиночка не выживет. Алсак пытается влиться в ряды «чанкайшистов», к которым относятся его одноклассники. Ему удаётся пройти обряд инициации: сорвать кепку «бакланку» у главаря «чав» Даши (Виктор Баторов) и гордо прибить её на месте сходок «чанок». 

После этого Алсак становится участником постоянных стычек между «чанками» и «чавами» и это, в конце концов, убивает, в прямом смысле, его первую любовь. Одноклассница Катя (Лолита Парпиева) попадает под машину… 

Боль от этой потери гложет Алсака и спустя много лет, когда он превратился в преуспевающего бизнесмена. Такой путь прошли многие «центровые». Хорошо известным «чанкайшистом» был экс-сенатор Иннокентий Егоров, доктор наук Сергей Данилов и его брат Борис – главный федеральный инспектор по РБ входили в «гортоп». Пришёл на премьеру фильма и бывший Хамбо лама Чой-Доржи, в миру –  Александр Будаев из «LST-63». 

В респектабельный офис Алсака приходит непутёвый племянник Цыра (Вадим Жербаков). Выклянчив у дяди очередную пачку денег, он бездумно тратит их со своими друзьями на казино, ночные клубы и «тёлок». Но красивая жизнь дорога, и Цыра с друзьями толкают троих малолетних паркуровцев на крупную кражу. Далее следуют погони, драки, стрелки и перестрелки. 

После ряда перипетий, в том числе и жёстокой пытки Лёхи (Александр Шагдаров) друзья начинают понимать, что, может быть, предпочтительнее честный труд? Но уже поздно, друзей расстреливают. А один из них, Серёга (Владимир Очертаров), гибнет как будто от случайного, но в этой ситуации –  далеко не случайного ножа постаревшего «чавы» Даши. Круг замыкается. Таков закономерный кровавый финал. 

Ностальгировать по беззаботному и счастливому времени «чуваков» и «чав» принялись уже в конце 90-х. Спустя лет 15 - 20 после их заката. Это были статьи популярного и научно-исследовательского плана и один из стабильных хитов на форуме сайта бурятского народа. В 2008 году в гостинице «Байкал-Плаза» как привет из прошлого открылся бар «LST-63» («Ленин стрит, 63»). А в прошлом году вышла моя книга «Криминальная история Бурятии». В ней появление, развитие и закат молодёжных банд рассматриваются как составная часть истории преступного мира республики, поскольку часть из них и, в первую очередь, «чавы», находилась под идейным влиянием «чёрной масти». И противоборство «чуваков» с ними можно рассматривать как борьбу с криминальной идеологией и образом жизни. Для понимания истории движения очень важны и временные отрезки. За 20 лет их существования сменились поколения группировок и их лидеров. 

Фильм Будуева продолжил исследование и конструирование истории Улан-Удэ. И совмещение двух временных параллелей стало удачным сценарным ходом, а не только лишь погружением в реалистично воссозданное прошлое.

В финале Алсак встречается со своим антиподом, пошедшим по кривой дорожке –«чавой» Даши. Он ищет работу. Выглядит это не совсем убедительно. Было бы логичнее, если бы Даши предстал в образе криминального авторитета, и их противостояние с Алсаком продолжилось на новом витке истории.
Но в «Смерти нет» акцент делается не на сюжетной логике, а на эффектном зрительном ряде.

Авторы сняли красивый фильм с эпическим замахом и по голливудским стандартам. Результат превосходный, но по меркам Бурривуда. 

А содержательный вывод следует глубоко печальный. «Плохие» пацаны с предместий побеждают «центровых» мальчиков. Спустя полвека их криминальная идеология и образ жизни торжествуют. Финальную точку ставит Даши, мастерски подрезая мажора Серёгу. Оказывается, смерть есть. По-голливудски красивая, но она есть…