Общество
3699

«Истинная вера никогда не погибнет и не исчезнет»

Семейских возмутило интервью священника

Фото автора

После выхода интервью «Как начать правильно молиться?» нам позвонил возмущенный представитель старообрядцев.  По его мнению, купания в проруби на Крещение - древняя религиозная традиция, сохраненная у семейских. За разъяснением мы обратились к настоятелю Верхнеудинской старообрядческой общины Улан-Удэ отцу Карпу.

- Отец Карп, основываясь на нашей предыдущей статье, расскажите, чем отличается крещение старообрядческое от новообрядческого?

- Начну с того, что я не увидел ничего крамольного в материале. Все, о чем упомянул священник Алексей Шевцов, верно, особенно в той части, что крещенские купания - это традиция народная. Вообще, что касается купаний, то это все зародилось давным-давно. И вместо того, чтобы пойти и помолиться, молодежь шла на эти купания и совершенно забывала про храм. Или же на самих купаниях народ развращался, особенно молодежь. И поэтому, когда эта информация дошла до царя Ивана Грозного и до священнослужителей, вопрос о купаниях обсуждался в Стоглавом соборе в 1551 году. Тогда собор постановил, что «православным християном не подобает тако творити, но Божественные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию». Объясню. Молодежь сходилась и делала, что вздумалось. И потом, они шли в церковь не праздник встречать, а искупнуться, сделать свои дела и на этом все заканчивалось. А вот уже в царской заповеди было поручение с Великим запрещением, чтобы того у нас не творили. Праздник пришел, и надо идти не в прорубь, а молиться в церковь.

Но традиция крещенских купаний вновь возродилась после переворота 1990-х. Раньше при социализме этого не было. Хоть кто-то и ругает тот режим, но в то время мы жили безбожно, но по христианству. Только тогда не было «греха», а было «нехорошо», «неприлично», «некрасиво». Это закладывалось еще в школе. И такого обряда, как купание, не было. Это потом уже появилась некая свобода, люди начали вспоминать. И даже наши староверы начали что-то возрождать, в частности, купания. Конечно, может, и церкви не надо было ввязываться в эти вещи, но так сложилось. Подчеркну, что купание не заменяет крещение. Оно ничего не заменяет.

Если говорить в целом о крещении, то в нем есть следующие различия. В послереформенной церкви было введено крапление, то есть человека не погружали полностью. А у нас обязательно трехкратное погружение: за Отца, за Сына и Святого духа. Считается, что человек родился от воды, и в описании сказано, что если не родился он от воды и от Святого духа, то крещения не было и воскресать он не будет. Поэтому у нас с этим строго.

- Какие еще есть отличия?

- Что касается крещения, то в основном у нас разница в погружении и краплении. Крапление у нас не воспринимается, так же как и обливание, например, только головы. А смысл молитв остается одним и тем же, но есть различия в переводе. Но суть остается одна.

Еще об отличии, если отталкиваться от предания святых отцов в том, что мы не должны сами вводить что-то новое. Когда кто-то вводит свое, он считается как еретик. Но если это принял собор, то тут мы должны все подчиняться. Соборные решения - это уже закон. Поэтому основные правила у нас объединены в книге «Кормчая». Мы должны этой книгой пользоваться и обращаться к ней с любым вопросом и проблемой.

 - А в чем основная разница?

- Конечно, это двуперстие. Это когда средний палец обозначает нашествие Святого духа на Деву Марию. Указательный палец - это уже то, как она принимает Святой дух. Соединив их вместе, образуется два естества Иисуса Христа: как Бога и как человека. И поскольку Христос был распят на кресте, мы его крестом себя осеняем.  Отмечу, что пальцы должны быть немножко пригнуты, преклонены. Что касается трех других пальцев (большой и два последних), то они обозначают Святую Троицу: Бога Отца, Сына и дух Святой. Двуперстие показывает истину символа христианской веры - распятие и воскресение Христа - и два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). А в троеперстии их поменяли местами. Сделали вниз головой. И вот уже получается, что на кресте была распята Троица. Можно сказать, что они «распинают» ее: Бога Отца, Сына и духа Святого. А хула на святой дух - непростимый грех. А здесь хула на всю Троицу. Почему наш протопоп Амвросий  на костер  пошел, а  кого-то загоняли в тюрьмы? Скольких сожгли и скольких казнили? Почему? А все потому, что люди не хотели принимать такие нововведения.  Но, как сказано в описании, истинная вера никогда  не погибнет и не исчезнет. Но сейчас, конечно, вы сами видите, как веру искажают. Например, шоу «Голос». Кто-то из священников пел. Ну разве так можно? Это ни в какие рамки не входит. Сними рясу и пой и пляши, уж если надо. Но в рясе этого делать нельзя. Что миряне-то подумают? Кто-то решит, что у нас в церквях теперь все такие. Это, конечно, отклонения от того, что должно быть. Потому что люди мало читают священные писания. Эту же «Кормчую», например. Творим по своему разумению, а свое разумение мы должны принимать осторожно.

- Проблемы идут от незнания?

- Конечно. Но опять-таки в писании сказано, что если человек говорит «я не знаю, меня Бог простит», то нет, не простит. Простить он может (и то наполовину), если ты знаешь, что это, возможно, грешно, искал ответ на этот вопрос, спрашивал, но не нашел ответа. А если ты не узнавал, то это считается обычным грехом. Тут уже незнание - не оправдание. Сейчас также от незнания говорят: вот объединились бы. А с кем объединяться и как? Тут или мы, староверы, должны перейти в новую религию или же наоборот. Готов ли кто-то к такому? Вряд ли. Объединение возможно только тогда, когда мы все вернемся к истокам крещения Руси, как она крестилась и как все было принято. Если мы все с этого начнем, тогда можем объединиться. А когда одни так, а другие вот так, то на это никто не пойдет.

- Почему тех, кто принял Никоновскую реформу, стало в разы больше? 

- Их действительно больше, поскольку,  когда началось внедрение, все насаждалось силою. Когда людей начали сжигать, убивать, они бежали за границу или в леса. Но это те, кто мог куда-то убежать. А другим пришлось принять эти нововведения. И как раз их большинство. А сохранить старообрядчество удалось, как я считаю, благодаря тому, что эти территории не были хорошо изучены. А также благодаря тем, кто уехал за границу. Наших староверов много и в Америке, и в Румынии. Вот так. А уже потом, когда Екатерина II разрешила тем, кто уехал за границу, вернуться (поскольку все равно староверы тосковали по родине), они должны были отправиться за Урал. Ей же надо было осваивать эти территории. И хотя это и было ограничение, но в то же время это была возможность вернуться на родную землю. Вот так оно и сохранилось. И сейчас держимся, но с трудом.

- С трудом?

- Да, конечно. Вы думаете, сейчас на нас нет гонений?  Есть, и еще какие! Пренебрежение, насмешки и т.д. Хотя и не демонстрируется так сильно. Но тем не менее уязвления есть. Это проходит и через СМИ, когда журналисты дают неверную информацию. Но я думаю, что мы тоже многого не делаем, а надо бы объяснять людям, доносить наши обычаи, традиции. Многие стали забывать их. А люди по незнанию говорят, что Бог один. Один-то один, а к нему же тоже надо идти особенно. Я всегда говорю: и в рай одна дорога, и в ад одна. Только в ад – широкая, а в рай - узкие двери, не так-то просто в них пройти.

Автор: Марина Врублевская

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях