Байкал
2457

Москва «сбросила» опасный Байкальский ЦБК на Приангарье

Рекультивацию отходов иркутяне должны начать уже в этом году

Фото: russianstock.ru

Тревожные публикации, посвящённые Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату, в последнее время всё чаще появляются не только в региональных, но и в федеральных СМИ. О том, что закрывшееся в 2013 году предприятие продолжает угрожать озеру, в мае рассказали журналисты «Вести-Иркутск».  А в середине июля «Известия» сообщили: проблема ликвидации отходов комбината остаётся неразрешимой задачей для науки и властей. Сегодня тонны мусора хранятся в так называемых картах-накопителях, дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта. Строились они ещё в начале 70-х годов прошлого века.

- Эти оходы представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ, которые попадают в Байкал с подземными и паводковыми водами, – рассказал «Известиям» глава комиссии по экологии Общественной палаты России Сергей Чернин.

Все надежды возлагались на проект по утилизации, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предполагалось, что мусор забетонируют, и озеро будет вне опасности. Однако технологию, которая разрабатывалась много лет, признали бесполезной.

- Классы опасности отходов после утилизации, описанные в проектной документации, не совпали с результатами лабораторно-химических исследований, – рассказала тогда изданию начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.

Всемирный фонд дикой природы даже назвал БЦБК главным врагом Байкала, включив «жемчужину Сибири» в «десятку» мест, которые Россия может потерять в ближайшие годы.

- Печально известный комбинат сбрасывал отходы производства в самый большой в мире пресный водоём в течение десятков лет. Более 95 % загрязняющих вод поступало именно из БЦБК. Особенно досталось южному Байкалу. Сегодня озеро по-прежнему нуждается в очистке. Ему угрожает и ряд других факторов, среди которых, например, воздействие гидроэнергетики на уровень воды, – сообщал портал naked-science.ru.

Общими усилиями

Ситуацию вокруг предприятия прокомментировал глава Минприроды Сергей Донской, который сегодня прибыл в Бурятию. Он заявил журналистам: рекультивация отходов, накопленных за 50 лет работы БЦБК, должна начаться в 2017 году.

- Общими усилиями надо закончить все эти мероприятия. Средства есть, нужно переходить в практическую плоскость. Год экологии у нас нацелен на то, чтобы хотя бы начать уже реализацию и перестать обсуждать то, что мы знаем (технологии переработки шлам-лигнина), – цитирует Донского ТАСС.

Он также подтвердил передачу полномочий по управлению комбинатом на региональный уровень, отметив, что Иркутская область готова взяться за эту работу.

ТАСС напоминает: иркутские власти приняли решение вернуться на стартовые позиции в выборе подрядчика по рекультивации отходов производства на территории БЦБК. По их мнению, ни одна из проблем комбината, в том числе перепрофилирование и строительство нового теплоисточника, пока не решена, хотя средства на эти цели предусмотрены в  соответствующей федеральной целевой программе, действующей с 2012 года. В компании «ВЭБ-Инжиниринг», которая и разработала проект рекультивации 6 миллионов тонн шлам-лигнина, претензии не приняли.

БЦБК ввели в эксплуатацию в 1966 году. Решение о поэтапном закрытии предприятия озвучили в феврале 2013 года, а в сентябре варка целлюлозы там была прекращена.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях