Общество
6604
5

Как наши земляки спасли Москву от фашистов

5 декабря наша страна отмечает 75-летие решающего сражения Великой Отечественной войны

К этой дате на экраны страны выпустили фильм «28 панфиловцев». Их подвиг вошел в учебники и книги, о них написаны стихи и песни. Обидно, что при этом мало кто знает о не менее геройских битвах наших земляков под Москвой.

Сегодня мы попробуем хоть немного восстановить эту историческую несправедливость. История формирования дивизии уникальна. Узнав о ней, можно понять, почему выбрали ее для остановки врага.

Первый полк бедноты

Начало нашей легендарной дивизии положил сам основатель Советского государства Владимир Ленин. По его указу в 1919 году в Казани сформировали «первый полк бедноты для боев с колчаковцами, белогвардейцами и иностранными интервентами». В Иркутске его переименовали в 51-й стрелковый полк.

КВЖД, Халхин-Гол и белофинны

Новый боевой опыт он получил в 1929 году в конфликте на Китайской восточной железной дороге. В 1936 году на базе этого полка в Чите сформирована 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия из уроженцев Иркутской, Читинской областей и Бурят-Монгольской АССР. Формирование проходило в начальный  период военных действий на Халхин-Голе против японских самураев. В ноябре 1939 году из состава дивизии сформировали и послали на Финский фронт лыжный батальон. Он по возвращении в дивизию имел в своих рядах 77 человек бойцов и командиров, награжденных орденами и медалями.

План Гитлера

Напомним, что по плану Гитлера (операция «Барбаросса») намечалось взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. «15 августа занять Москву, а 1 октября закончить войну с Россией», – требовал Гитлер после первых успехов своих войск в 1941 году.

Но сопротивление помешало его выполнению. Немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Фашистам надо было войти в столицу нашей страны до наступления холодов. В  октябре фашисты взяли Москву в полукольцо на протяжении 400 километров по фронту.

Советскому командованию пришлось со всей страны перебрасывать войска для защиты столицы. Неудивительно, что в октябре 1941 года по приказу Верховного командования опытная, закаленная в боях 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия отправляется в 43-ю армию, оборонявшую Подольский боевой участок. 6 октября 1941 года первый эшелон наших земляков отправился в направлении Москвы. На вагонах алели лозунги: «Родина в опасности. Но фашизм не пройдет!», «Сибиряки клянутся: враг под Москвой будет остановлен и уничтожен!».

С поезда в бой

21 октября 93-я Восточно-Сибирская дивизия генерал-майора Константина Эрастова прибыла под Москву в распоряжение 43-й армии Западного фронта. Части дивизии получили приказ задержать противника, наступающего вдоль Варшавского шоссе. Наши бойцы немедленно разгружались и спешно двигались марш-броском к фронту, чтобы занять оборонительный рубеж. Нынешнему изнеженному поколению трудно себе представить, что после 45-километрового марша наши земляки вступили в бой.

- Дивизия разгружалась под Подольском у маленького разъезда. После 45-километрового марш-броска отправили на передовую. Тут же вступили в бой. Приказ был: «Не отступать!». Участвовал в нескольких тяжелых боях. Были большие потери, – вспоминал ветеран из Селендумы Цырен-Доржо Бадмажапович Буянтуев.

Наши бойцы встретили фашистов интенсивным минометным и артиллерийским огнем. Стрелки отсекли автоматчиков от танков, затем штыками уничтожили их. На поле боя остались десятки трупов вражеских солдат и офицеров, горели танки. На всех участках обороны враг наталкивался на железную стойкость и героизм сибиряков.

Под Подольском

Подробнее стоит остановиться на одном из подвигов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Ей поставили задачу не только остановить продвижение немцев на Подольск и занять оборону, но и непрерывно контратаковать и изматывать противника, отбросить его с захваченной территории за реку Пара. Не все получилось так, как первоначально намечалось. При подходе к Крестам разведка на рассвете 25 октября обнаружила, что к южной окраине деревни приближается армада немецких танков. 266-й стрелковый полк под командованием полковника Гусева при поддержке 100-го полка легкой артиллерии и части сил подошедшего 51-го стрелкового полка майора Курицына с ходу вступил в Крестах в бой с противником. Произошло жесточайшее сражение. Но наши земляки окончательно остановили в районе деревни Кресты продвижение немецко-фашистских войск на Подольск - Москву по Варшавскому шоссе.

В течение двух суток сибиряки отбросили моторизованную дивизию немцев к Бунчихе и 27 октября совместно с 475-м стрелковым полком 53-й стрелковой дивизии и десантниками 5-го авиадесантного корпуса, ведшими бои за Бунчиху, выбили их с этого рубежа и в течение дня отбросили немцев на 8 км за речку Десенка. Здесь дивизия заняла рубеж обороны Кузовлево – Ольхово – Горки - центр Варшавского шоссе.

- Когда только начинали создавать Поле воинской славы у села Кузовлево, я был на открытии. Ко мне подходили старейшины, помнившие воинов из Бурятии. Благодарили за земляков, ценой жизни отстоявших Москву, - рассказывает руководитель постпредства Бурятии в Москве Анатолий Лехатинов, – ведь только их село Кузовлево шесть раз переходило от немцев к нашим.

Местные жители в перерывах между боями специально приходили посмотреть на затянутых в белые монгольские полушубки сибиряков.

Генерал Мороз

- По плану «Барбаросса», войска третьего рейха должны были завершить блицкриг до зимы 1941/1942. По этой причине зимнее обмундирование не было заготовлено в надлежащем количестве, а когда войска оказались накрыты морозами, существующая одежда не могла быть доставлена с польских складов за сотни километров на фронт. Автомашины, локомотивы, орудия и бронетехника также не были готовы к жутким холодам, ознаменовавшим ту зиму, и регулярно выходили из строя или не заводились. Критический момент застал немцев в нескольких десятках километров от Москвы, когда у оставшихся танков закончилось горючее, а пехотинцы не могли заставить себя выйти на открытый воздух, – вспоминал позже немецкий генерал Гудериан.

Наши земляки в монгольских полушубках и сибирских валенках в те холодные октябрьские дни чувствовали себя гораздо лучше. Но это же и стало особенностью останков наших павших земляков. Поисковики  долго не могли понять, почему почти все останки наших земляков отличаются тем, что они без ног.

- Оказалось, что с наши убитых бойцов замерзшие враги пытались снять валенки. С закоченевших тел это сделать невозможно. Поэтому  фашисты отрезали ноги нашим убитым землякам и уносили с собой, чтобы отогреть в блиндажах и присвоить валенки, – рассказывает Лехатинов.

Стояли насмерть

9 ноября 1941 года немецкое командование предприняло новое наступление. Против 93-й дивизии бросили две немецкие пехотные дивизии и около 100 танков. Огнем с места, в рукопашных схватках и контратаках наши земляки всякий раз отбрасывали  врага. Стояли  насмерть, держа оборону.

- На войне я был ручным пулеметчиком. Первый год войны был очень тяжелым, приходилось иногда самим добывать оружие. Нередко бывали отрезанными от наших, – вспоминал ветеран Буда Жигмитович Тудупов.

Около двух месяцев дивизия сдерживала рвавшиеся через Подольск на Москву немецко-фашистские войска на Варшавском шоссе. В 20-х числах ноября штаб дивизии посетил командующий Западным фронтом, легендарный генерал армии Георгий Жуков, герой Монголии за бои на Халхин-Голе. Вскоре после отъезда Жукова в дивизию, к тому времени понесшую большие потери, стало поступать пополнение, состоявшее из добровольцев-москвичей.

К 5 декабря наступил кризис немецкого наступления. Понеся большие потери и израсходовав материальные возможности, противник стал переходить к обороне. За проявленный героизм в Московском сражении  20 апреля 1942 года присваивается новое наименование - 26-я Гвардейская Восточно-Сибирская стрелковая дивизия. Она завершила войну в Восточной Пруссии, участвуя во взятии города-крепости Кенигсберга и морской базы Пиллау. В память об этой героической победе была учреждена медаль «За взятие Кенигсберга», которой были награждены все участники боев за город-крепость. За боевые действия наша дивизия награждена двумя Красными знаменами, орденом Красного Знамени и орденом Суворова. В составе дивизии 13 Героев Советского Союза, полный кавалер орденов Славы. Тысячи солдат и офицеров награждены боевыми орденами и медалями. Но еще больше наших земляков осталось лежать под Москвой. Только на одном кладбище у села Кузовлево сегодня покоится прах около 1000 погибших советских солдат и офицеров, более 600 человек из них - солдаты 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Сейчас они, воины разных национальностей и религий, лежат в одних братских захоронениях как с известными, так и с безызвестными именами. Имена героев устанавливаются по найденным смертным медальонам, личным именным вещам и спискам безвозвратных потерь 93-й стрелковой дивизии. За годы поисковых работ у деревни Кузовлево бойцами при поддержке администрации Подольского района создан мемориал воинской славы. В последнюю субботу октября каждого года здесь проходит церемония перезахоронения останков солдат. Церемония проходит со всеми воинскими почестями и по всем православным канонам. В торжественном мероприятии принимают участие глава Подольского района, общественность, жители окрестных деревень, гости. Бойцы несут «Вахту Памяти».

- Поисковики не могут идентифицировать многие останки. Дело в том, что у бойцов было поверие: надеть медальон с именем перед боем - к гибели, – рассказывает Анатолий Лехатинов. – Поэтому, к сожалению, установить имя солдата удается только в каждом десятом случае.  

Из установленных имен

В рамках одной статьи мы сможем рассказать лишь о нескольких павших земляках, чьи имена удалось узнать. Так, 28-летний Василий Степанович Рыков призван из села Гурульба, куда его семья переехала после раскулачивания в Кабанском районе. Служил стрелком в 51-м стрелковом полку 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Погиб предположительно в октябре возле деревни Кузовлево. Осталось трое детей.

32-летний Михаил Григорьевич Емельянов призван из деревни Верхний Саянтуй Надеянского сельского Совета Тарбагатайского района. До войны работал снабженцем в ОСОАВИАХИМ. Имел четверых детей. Погиб под Москвой.

33-летний Гатан Халзанович Нимаев призван из села Жаргалантуй Селенгинского района. Вместе с ним были призваны на фронт еще пять младших братьев. Живыми вернулись трое. До войны Гатан Халзанович руководил небольшой артелью в колхозе им. Тельмана Селенгинского района. Обладал прекрасным голосом, хорошо пел. По воспоминаниям друзей, после ранения Гатан Халзанович лечился в госпитале, был демобилизован, но решил вернуться на фронт. Пропал без вести. Тогда его сыну Володе было всего 4 месяца.

Битва под Москвой в цифрах и фактах

По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 - 1942 годах была одной из крупнейших в истории Второй мировой войны.

До 1 тыс. км по фронту и до 350 - 400 км в глубину – территория битвы. Для сравнения это равняется по площади с Англией, Ирландией, Исландией, Бельгией и Голландией вместе взятыми.

Свыше 200 суток шли ожесточенные и кровопролитные бои.

Свыше 7 млн солдат и офицеров сражались с обеих сторон.

Около 53 тысяч орудий и минометов.

Около 6,5 тысячи танков и штурмовых орудий.

Более 3 тысяч боевых самолетов.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях