чиновники
3907

Хата по блату

Сколько метров положено бурятскому чиновнику

Рисунок: Анна Ускеева

По закону претендовать на служебное жильё вправе любой «слуга народа», у которого нет собственного угла. В подобной ситуации частенько оказываются «приезжие» чиновники. А ещё те,  кто живёт  в коммуналке, «общаге» или – с кем не бывает! – в съёмной «однушке» вместе с тёщей.

Квартиры госслужащим сегодня предоставляют по договору соцнайма.  Деньги  на эти цели  выделяют и  из бюджета.  Как правило, «квартирные вопросы»  всегда решались  и решаются кулуарно.  О том, что кто-то из официальных лиц обзавёлся апартаментами, широкая общественность узнавала только тогда, когда случался громкий скандал.

А скандалы такие, надо сказать, были и в Бурятии. Два года назад прокуратура выяснила, что служебное жильё для госслужащих   распределялось  с серьёзными  нарушениями, а среди «получателей» оказалось немало  известных в республике  персон.

Сколько положено по закону?

Ещё в 2008 году Улан-Удэнский горсовет установил  нормы  предоставления жилья по договору соцнайма. И они едины для всех –  независимо от статуса и положения чиновников. Так,  одному человеку полагается 17 кв.м жилой площади. Двое (скажем, супружеская пара)  могут  претендовать на 26 «квадратов», а семья из трёх человек – уже на 39.

Однако в итоге  при распределении служебных квартир учли, кажется,  всё, что угодно, кроме этих самых  нормативов. Например,  бывшему министру сельского хозяйства республики Жаргалу Батуеву вместе с женой   вместо положенных  26 «квадратов» выделили все 87.  А зампреду правительства по экономическому развитию  Александру Чепику в 2009 году  предоставили  хоромы  (иначе и  не скажешь) на 180  кв.м, хотя семье  из четырёх  человек (сам чиновник, супруга и двое детей) полагается квартира втрое меньше по площади.  Позднее, правда,  у зампреда родился ещё один ребёнок. Но,  чтобы законно проживать на 180 «квадратах», ему пришлось бы обзавестись как минимум 11 наследниками.

Вот такая занимательная арифметика. К слову, согласно декларации о доходах и имуществе, в прошлом  году квартира всё ещё находилась в пользовании четы Чепиков. 

Халява, сэр!

И это далеко не все выявленные нарушения. Вплоть до 2014 года в республике не было никакого порядка в постановке на учёт госслужащих, которые нуждаются в  улучшении жилищных условий.  Конечно, не исключено, что у чиновников и в самом деле не было  собственного угла   в Улан-Удэ, но в  документах его «отсутствие» всё  же никоим образом  не обозначилось.

А вот бывший глава Минсельхоза Жаргал Батуев в  служебном жилье, как выяснилось, и вовсе не  нуждался.  В то время, когда он уже вовсю пользовался служебной квартирой, чиновник прикупил  ещё одну – на улице Боевой площадью почти 60 кв.м. Правда, право собственности на «приобретение» он вскоре прекратил.

Чиновники на сене

Тогда же, в 2014 году, вскрылся ещё один любопытный факт.  Некоторые  квартиры предоставляли людям, которые там в общем-то и не жили. То есть квартира есть, но человек там не присутствует. И эти пустующие помещения – одно на улице Тобольской, другое на улице Смолина – обошлись республике в кругленькую сумму, поскольку  приобретались и содержались они за бюджетный счёт.

Невольно вспоминается и  череда скандалов, связанных  с выделением субсидий на служебное жильё. В 2004 году замминистра строительства Бурятии Владимиру Баранникову выделили 200 тысяч рублей в виде долевого финансирования на покупку жилья, хотя в списке  нуждающихся он не значился. Тогда чиновник вместе с женой проживал по улице Октябрьской в «двушке»  площадью 51 кв.м, а на выделенную субсидию через ипотечную корпорацию замминистра  приобрёл «трёшку» площадью 77 «квадратов» в  новом доме на  Профсоюзной.

А Иннокентий Дагбаев, руководивший администрацией бывшего президента республики Леонида Потапова, в 2003 году получил субсидию на  1 млн  434 тысячи рублей. И обзавёлся огромной четырёхкомнатной квартирой на Жердева. Впрочем,  эти деньги экс-чиновник вернул в  казну после того, как проиграл дело в двух служебных инстанциях.

Была ли ошибка?

В 2014 году, комментируя ситуацию вокруг служебного жилья,  теперь уже бывший руководитель хозяйственно-транспортного комплекса (ХТК) администрации главы и правительства Бурятии Александр Сучков сообщил, что его структура этим вопросом  не занимается.  Информация о нарушениях  и вовсе вызвала недоумение как у самого чиновника, так и у всего коллектива.

- Служебные квартиры, о которых извещает надзорное ведомство, выделялись в 2005 - 2006 годах.  Возможно, тогда действительно были допущены какие-то ошибки. Но, возможно, и нет – не исключено, что тогда существовал какой-то иной порядок предоставления жилья. Сейчас мы как раз с этим и разбираемся, – рассказал Сучков. 

Отметим, он действительно приступил к работе несколько позже пресловутого «распределения» квартир.

- Все это произошло до нас. И сейчас предстоит разобраться, кто допустил ошибку  и была ли она вообще в тот момент.  Но суть в том, что мы имели дело с уже случившимся распределением, к которому отношения не имеем. В наши обязанности входило только обслуживание этого жилья, с чем мы вполне добросовестно справлялись, – пояснил глава ХКТ.

Виновными в  нарушениях  в итоге признали должностных лиц ХКТ. Надзорное ведомство внесло представление устранить  все выявленные нарушения.

Сократить нельзя оставить

В 2016 году в Бурятии вновь «всплыл» вопрос о служебном жилье. А началось всё с того, что в Народном Хурале   захотели сократить расходы на содержание главы республики.

Известно, что первое лицо региона содержат за счёт бюджета. Это прописано в соответствующем республиканском законе. Помимо зарплаты и будущей пенсии, оплачиваются транспорт, служебное жильё и «коммуналка», медицинские услуги, а также затраты  на транспорт и связь.

Депутаты  Народного Хурала от КПРФ уверены: все эти расходы глава Бурятии должен взять на себя – в том случае, если его ежемесячный доход в 30 раз превышает минимальный размер оплаты труда в республике. 

Коммунисты представили законопроект на рассмотрение республиканского парламента. Даже не поленились и узнали, во сколько обходится содержание скандального «гостевого домика» в посёлке Сотниково, где проживает Вячеслав Наговицын с супругой. Как выяснилось, в 2014  году на эти цели из казны потратили 1 млн 349 тысяч рублей. В 2015-м сумма уменьшилась до 933 тысяч. А с  2016-го Наговицын начал оплачивать «коммуналку» сам. 

Одновременно с депутатами  он внёс свои предложения в тот же самый законопроект. По его мнению, из  списка льгот нужно вычеркнуть   только  услуги ЖКХ. На  минувшей сессии Народный Хурал решил исключить вопрос из повестки.  Теперь оба документа рассмотрят в сентябре.

После главы Бурятии парламентарии, судя по всему,  намерены вплотную взяться за сотрудников  республиканского правительства. Кое-кто из народных избранников уже собрал целое досье на чиновников, проживающих в служебных квартирах. Однако делиться «компроматом» с журналистами раньше времени депутат не захотел.

Семь пишем, две пустуют

Мы решили узнать, сколько же таких квартир есть в республике и кто в них, собственно, проживает. И обратились за комментарием в  администрацию правительства Бурятии.

Как выяснилось, всего в республике семь таких служебных помещений. И находятся они на балансе хозяйственно-транспортного комплекса.

В ХТК пояснили: сегодня постановка  на учёт чиновников, которые нуждаются  в жилье, осуществляется на основе правительственного постановления №248. Оно было принято 30 мая 2014 года. Согласно этому документу, квартиры  предоставляются  из специализированного фонда республики. Претендовать же на них  могут  госслужащие  и работники госучреждений, у которых нет собственной жилплощади по месту работы или службы.

Для этого  они должны подать заявление и необходимый пакет документов. Данные заносятся  в специальную книгу учёта. Если чиновник решил отказаться от жилплощади (опять же на основании письменного заявления),  то она достанется следующему в очереди.  К слову, госслужащий теряет право на служебную квартиру, если он купил новую, в том числе и в ипотеку, а также в случае увольнения.

В администрации правительства отмечают, что сейчас все наниматели оплачивают «коммуналку» сами. А вот ремонт ложится на бюджет. Впрочем, пока на эти цели не израсходовали  ни копейки.

Как ни странно, среди чиновников, проживающих в служебных помещениях, вышеупомянутого Александра Чепика не оказалось, хотя в прошлогодней декларации квартира фигурирует. Нам удалось узнать, что зампред несколько месяцев назад  переехал в свой дом, где сейчас благополучно проживает.

В августе планирует переезд и заместитель руководителя – председатель информационно-аналитического комитета администрации главы и правительства Бурятии Ирина Смоляк.  Пока же она занимает  служебное жильё  на проспекте Победы. Её сосед – главный федеральный инспектор по Бурятии Сергей Ромахин. 

В одном доме на улице Смолина проживают врио директора «Бурятмелиоводхоза», бывший первый замминистра сельского хозяйства Виталий Калашников и консультант комитета по межрегиональным связям Народного Хурала  Сымжитма Николаева.

Квартиру на улице Шульца предоставили руководителю Гостехнадзора Жаргалу Батуеву. А ещё два служебных помещения – на Смолина и Намжилова – пока пустуют.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях