Общество
3014

Строительство в Монголии ГЭС на Селенге может вызвать экологическую катастрофу

Жители Бурятии с тревогой ждут новостей о планируемом в Монголии строительстве гидроэлектростанции на Селенге. Вопрос об этом не могли не задать журналисты во время приезда депутата Госдумы от Бурятии Михаила Слипенчука

Оказалось, что в российском парламенте прошли слушания по трансграничным водным объектам. Самый большой интерес вызвала река Селенга, как основной приток Байкала.

С докладом о Селенге под названием «Совершенствование законодательства в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов» выступил в Госдуме директор по региональной деятельности ИФК «Метрополь», вице-президент Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов. Он рассказал о ситуации вокруг главной реки Бурятии.

- Пока никаких официальных документов, доказывающих планы строительства ГЭС на монгольской стороне Селенги, нет. На основании каких фактов вы готовили доклад на парламентских слушаниях?

- На самом деле информация об объявлении конкурса, который должен завершиться в июле, была. По проекту строительства ГЭС объявлен конкурс на разработку первого этапа технико-экономического обоснования, а средства на строительство ГЭС уже согласился выделить Всемирный банк. Но разработчики будут делать не само ТЭО (технико-экономическое обоснование. - Авт.), а предТЭО. Мы не могли не высказать озабоченность, ведь Селенга протекает почти по половине Бурятии и это основной приток Байкала. Ситуация станет более конкретной после официального вступления нового президента Монголии Элбэгдоржа на должность. Напомним, что  Цахиагийн Элбэгдорж  много общался с нами во время погружения на дно Байкала. Больше двух часов на дне озера Байкал он обсуждал экологию с Михаилом Слипенчуком. Элбэгдорж как никто другой понимает зависимость Байкала от Монголии.

- Депутат уже пообещал, что после присяги напишет Элбэгдоржу и встретится с ним по поводу Селенги. Как географ, Михаил Слипенчук отметил, что строительство ГЭС «Шурен» на реке Селенге может обернуться экологической катастрофой. Подробнее: в чем будет бедствие для Бурятии?

- При работе ГЭС произойдет значительное падение уровня воды в устье реки, которое является заповедником и природным фильтром. ГЭС потенциально будет регулировать стоки. Что это такое для Байкала, в котором треть водосбора обеспечивает Селенга? Ситуацию также держат на контроле Росводресурсы. Я акцентировал внимание на том, что необходима комплексная экологическая и экономическая оценка реализации гидроэнергетических проектов Монголии и их воздействие на Селенгу и Байкал.

- Фактически вы подняли проблему соблюдения национальных интересов при использовании трансграничных водных ресурсов, в частности, в отношениях с Монголией?

- Конечно, ведь одним из основных трансграничных бассейнов, который делят Монголия и Россия, и является река Селенга. При этом преобладающая верхняя часть Селенги находится на территории Монголии. В монгольской части бассейна Селенги (а это 20% территории Монголии) проживает 70% всего населения страны, производится 80% промышленной и более 60% сельскохозяйственной продукции. На эту территорию приходится 93% забора воды Монголии на производственные нужды и самые крупные города – Улан-Батор, Дархан, Эрдэнэт.



- Но в таком случае российско-монгольские отношения в области охраны водных ресурсов обязаны регулироваться рядом двусторонних соглашений?


- Дело в том, что они устарели. Водное соглашение России и Монголии 1995 года не отражает в полной мере современную международную практику и современное положение в использовании трансграничных водных объектов. Почти 20 лет назад никто не думал об опасности реализации Монголией новых гидроэнергетических проектов и их воздействии на Селенгу и Байкал. Сейчас мы понимаем, как проекты «Строительство ГЭС «Шурен» на основном русле Селенги» и «Водный комплекс реки Орхон» приведут к неизбежным последствиям как для Бурятии, так и для Иркутской области и для национального достояния России – озера Байкал. И хотя монгольская сторона заверяет, что это пока проект, мы знаем, что в этом проекте участвуют российские специалисты. По нашей информации, некоторые российские энергетические компании под предлогом, что если ГЭС будут строить, то лучше ее будем строить мы, лоббируют строительство Шуренской ГЭС, что, несомненно, нанесет ущерб Байкалу.

- Что же вы предложили?

- Я предложил в итоги слушаний включить следующее: рекомендовать правительству РФ рассмотреть вопрос о разработке и принятии нового комплексного соглашения. Оно должно базироваться на принципах справедливого использования водных объектов при соблюдении общих интересов сторон («не навреди» и «загрязнитель платит»). Кроме того, я предлагаю рассмотреть вопрос создания эффективного институционального механизма. То есть заменить институт уполномоченных смешанной комиссией. Этот подход имеет прецеденты в международной практике. Например, международная совместная комиссия (США - Канада) создана в 1909 году. Известно, что политика – это концентрированное выражение экономики. Один из факторов строительства ГЭС, на который ссылается Монголия, – это недовольство тарифным регулированием поставок электроэнергии из России. Таким образом, экономические факторы тоже должны быть учтены в оценке воздействия возможного строительства ГЭС «Шурэн».



Автор Алексей Романов

Фото Марк Агнор

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях