Тайны Бурятии
7482

Закрытое царство Галтая

«Уазик», клюнув носом, резко осел в нежданную промоину. Мотор тут же заглох, а поверхность горной речки, которая только что безобидно плескалась под колесами, вдруг стремительно оказалась прямо перед глазами –  вровень с лобовым стеклом.

Еще через секунду в салон хлынули ледяные потоки. Картина словно из приключенческого фильма – по салону бодро плавали рюкзаки, пластиковые бутыли  и канистры



- Вот и все, блин, приехали, - почти одновременно прозвучало в машине.
 

Загадочный Галтай воочию продемонстрировал нам то, о чем предупреждали все местные жители. Это  действительно запретная зона. И нежданная преграда на реке была лишь первым предупреждением на нашем пути…

Немного истории

«Информ Полис» продолжает цикл повествований о самых загадочных и порой мистических местах Бурятии. Мы уже рассказывали о таинственном озере страха Соболхо и горе-убийце Тритранс. Сегодня редакция коснется еще одной тайны республики – комплекса горных пещер близ Темника. Это малоизвестная и, к сожалению, малоизученная местность. Между тем земля близ Селендумы до сих пор просто напичкана деталями трагических, но великих дней славного прошлого.  Каждое ущелье или горный склон дарили нам находку – наконечник древней стрелы, казацкое копье, монету или револьверную гильзу.  А любое движение металлоискателем над поросшими травой курганами отзывалось предупреждающим сигналом: «Здесь что-то есть».

Мистические пещеры

О так называемых темниковских пещерах мы слышали давно.  Об этом комплексе глубоких  тоннелей, пробитых  то ли силами природы, то ли древними камнерубами, ходили легенды. Здесь в горах, рассказывали краеведы, историки и жители сел, могут быть спрятаны сокровища самых различных эпох – от мифических гуннских кладов до более прозаичных, но вполне реальных тайников разбойников, грабивших чайные караваны XIX века, схронов времен Гражданской войны. Нам не раз сообщали о загадочной гибели парохода «Работник», на борту судна находились золотой запас Кяхтинского банка и оружие.  Согласно легенде, ценный груз был  перепрятан  в одной из пещер. Говорили нам и о том, что в одной из расщелин спрятаны сокровища Тамчинского дацана, бывшего некогда главным буддийским храмом Бурятии. Точки, где могут быть спрятаны клады и тайны, назывались разные. Но в целом все они сходились на одной местности – горном урочище Галтай. Поэтому редакция приняла решение: «Надо ехать!».



Еще на этапе подготовки было ясно, что без опытного проводника экспедиции не обойтись.

- Места там суровые, - говорили нам знающие люди.

Причем горы и реки, говорили они, это все мелочи.  Дело в том, что Галтай –  запретное и закрытое место.  Чужаков и кладоискателей горы встречают неласково.

- Людей там водит по кругу, - стращали знакомые. – В тех местах легко заблудиться, и кое-кто так и не вышел из пещер.

Особенно впечатлила весть о том, что в одном из ущелий не так давно нашли тело связанного мужчины.  Насколько правдива эта история, нам неизвестно. А в том, что места там мистические, мы в ходе нашего путешествия убедились не раз. Но об этом позже.

Интересно, что людей, готовых провести нас  к «закрытому царству», найти было сложно. Даже среди местных. Все  отказывались сразу: места там больно опасные. Все же проводника удалось найти - им стал потомственный казак и местный краевед Василий Герасимов.

По пути парохода

Еще в Селендуме возникли  проблемы со стартером  нашего «уазика».  Лишь потом, по пути к Галтаю, мы вспомнили об одном из главных правил для отправляющихся в трудную дорогу – «покапать» духам местности и получить своего рода благословение к доступу в таинственную пещеру.  Но об этом мы в  утренних сборах позабыли. И очень скоро это нам аукнулось…

Наш путь лежал из Селендумы к старой переправе неподалеку от села Билютай. По рассказам старожилов, в годы Гражданской войны где-то в  этих местах был потоплен пароход «Работник», перевозивший золото кяхтинских купцов и оружие. По пути наш проводник Василий Николаевич рассказал о своей версии таинственной гибели судна и корабельной команды.  Именно на ней и выстроена одна из легенд о Галтайских пещерах. Поэтому-то мы и начали с отработки этой гипотезы.  



- В революцию близ села Билютай была последняя остановка парохода. Когда к Кяхте - Троицкосавску подходили солдаты Унгерна, местный совет решил эвакуировать ценности четырех кяхтинских банков и реквизированное имущество на судне. По самым скромным подсчетам, только в одном из банков в то время хранилось не менее 4 млн царских рублей  золотом, - рассказывает Василий Герасимов.

Историческая справка
В советское время существовала версия, что белые устроили засаду на «Работник». По пароходу и двум баржам был открыт шквальный пулеметный огонь. Расстреливаемая с обоих берегов команда «Работника» была вынуждена поднять белый флаг. Но прежде избавилась от груза. Как писал историк-краевед Евгений Голубев, за борт полетели ящики со снарядами, патронами, гранатами, замки от пушек и сами орудия. Возможно, в эти драматические минуты в Селенгу были сброшены и  ящики с кяхтинским золотом. Подробнее рассказать об этом некому. Очевидцев нет -  капитан «Работника» Ульянов, его команда и большая часть красногвардейцев были расстреляны.  В Билютае, находящемся в нескольких километрах от места гибели судна, есть памятник с именами расстрелянных членов команды. 




- Позже посредине реки нашли затонувший корабль. Я думаю, что команда встала на якорь и открыла кингстоны. То, что оно затонуло в этих местах, точно! Я находил в разных местах возле Билютая много сбитых банковских пломб с ящиков, - рассказывает Василий Николаевич и даже демонстрирует нам эти пломбы – небольшие кругляшки с крестом, двуглавым орлом и неразборчивой надписью.  

Герасимов уверен, что это пломбы с «золотых» ящиков.  Вызывает сомнение у Василия Николаевича и официальная версия о том, что в гибели  теплохода и команды виноваты только белые.

- В то время кого тут только не было. И оружие имели практически все. Перебить команду и захватить золото могли и унгерновцы, и  белые, и красные, и местные разбойники, - говорит Герасимов.

Казак уверен, что часть кяхтинского золота была спрятана в районе труднодоступных темниковских пещер. Почему? Оказывается, часть пломб была найдена им на берегу Селенги, другие – в одном из ущельев Галтая.  Стало быть, нам надо туда.

По пояс в воде

В тех местах находится множество святых буддийских мест – обоо. Здесь надо обязательно «брызгать». Но, как было сказано выше, мы об этом забыли. И зря… Горы тут же предупредили нас, что путь будет нелегким.

Весной Селенга разливается, образуя множество речушек. Форсируя одну из них, мы чуть не утопили машину.  Посредине речушки оказалась глубокая яма. Аккурат в нее-то  и угодил наш водитель и проводник Николаич.  Резкий удар, машина кренится вперед, и вода вмиг закрывает лобовое стекло. Салон полностью залило за пару секунд. Нужно было срочно спасать дорогостоящее оборудование, продукты, да и собственную жизнь. Брести пришлось по пояс в воде. И не раз – оборудования оказалось неожиданно  много. А водичка-то, между прочим, была ледяной. Униформа испытания водой не выдержала и тут же промокла.  После эвакуации мы предприняли попытку вытолкнуть машину из промоины. Но автомобиль сел глубоко и крепко.  Сотовая связь «вырубилась». Оставалось только надеяться на чудо.

- Вы водку с собой брали? – неожиданно спросил Николаич.

После этого вопроса в голове у каждого пронеслась мысль о нашем упущении. Ведь по святым местам едем, запретным!  Поспешно достали бутылку и провели обряд.



Поверите или нет, но через несколько секунд после этого кусты раздвинулись и к реке спустился КамАЗ-вахтовка с железнодорожниками. Как оказалось, проезжали они здесь совершенно случайно – просто решили сократить путь.  Мощный КамАЗ легко выдернул «таблетку» из водного плена. А мы, разведя костер, попытались хоть немного согреться.  Нам нужно было спешить, ведь машина вышла из строя. Это говорило о том, что дальнейший путь нам придется проделать уже пешком.




Конец первой части. Продолжение следует.


Авторы: Леонид Актинов, Владимир Жапов

Фото: Александр Гармаев

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях