Авто
5786

Дело «конструкторов» приобретает неожиданный оборот

Ущерб за незаконную регистрацию «конструкторов» должно возместить государство, считает адвокат

«Информ Полис» сообщал о том, что в ближайшие дни начнется процесс по делу о незаконной регистрации автомобилей-«конструкторов», фигурантами которого стали  нечистые на руки предприниматели и бывшие сотрудники госавтоинспекции. Сегодня мы коснемся еще одного аспекта этой проблемы.

Из истории вопроса



Идея  «конструкторов» («авто под документы»)  возникла в свое время как ответ на повышение таможенных  пошлин.  Тогда и возник вариант ввоза иномарки по частям – отдельно двигатель, шасси и кузов. Однако пересечь границу не самое главное. После сборки машину надо было официально зарегистрировать как транспортное средство. Вот тут-то и «включалась» схема, участниками которой стали бизнесмены, которые предлагали купить владельцам ПТС (паспорта транспортных средств), оформленные на старые машины.  В ПТС вносились данные об изменении конструкции машины, а затем путем хитрой операции паспорт менялся на новый.

Это гражданское дело

Следствие выявило факт преступления, виновные определены, и суд вынесет приговор. Но что делать владельцам машин, ставших жертвами аферы? Деньги за дорогую иномарку уплачены, машина на ходу, а ездить на ней нельзя.   Как сообщило СУ СКР, регистрация таких автомобилей аннулирована, а ПТС признаны недействительными. С одной стороны, действия следствия логичны. «Конструкторы», на которые мошенники выдали  ПТС, по дорогам ездить не должны.  Это запрещено. Но тогда для хозяев «конструкторов» ситуация складывается сложная. Машину они купили за немалые деньги, официально оформили, получили документы и остались ни с чем. По сути, они получили большую железную коробку на колесах, в  которой можно просто посидеть. И это не смешно. Ведь «круто попавшие» автомобилисты являются добросовестными покупателями. Приобретая машину у третьих лиц, они были уверены, что с автомобилем все в порядке, и регистрационные свидетельства вместе с ПТС они получали в ГИБДД, а не где-то в переулке или тем более печатали его сами.

- ПТС не поддельные, - подтвердил нам следователь СУ СКР по Бурятии Иван Белокопытов. – Здесь имеет место так называемый интеллектуальный подлог.

Представители СКР отметили, что ситуация непростая. По всем правилам, водителям, которые не уверены в легальном происхождении автомобиля,  следует пройти техническую экспертизу. В случае, если машина окажется тем самым злосчастным «конструктором», владелец машины может считать себя потерпевшим и обратиться в суд. Однако это уже гражданское дело.



«Надо подавать в суд на государство»


Прокомментировать ситуацию мы попросили адвоката Дмитрия Трушкова, который в свое время разбирался в ситуации с «конструкторами».

- В принципе следователи СКР правы. В гражданские отношения они не должны вникать, - отметил адвокат.

Хотя, по его словам, изначально следствие выбрало все-таки не совсем верную тактику, когда ввело полный запрет на эксплуатацию «онохойских»  ПТС и зарегистрированных в тот момент автомобилей.

- Однако рассуждать о том, были ли в решении юридические ошибки, хорошо, сидя в теплом кабинете. А вот возьмем реальную ситуацию. Вы едете с семьей в машине, и где-то в степи вас останавливает автоинспектор и говорит: «Ваш ПТС незаконный,  мы его изымаем и запрещаем эксплуатацию». Хорошо, если инспектор объяснит, что можно спокойно доехать до дома, разбираться будем завтра. Но кто-то объяснит, а кто-то и нет. Давайте коснемся самого «мягкого варианта» - разбирательство оставили до возвращения домой. Априори я добросовестный гражданин, заплатил за машину свои деньги. Государственная регистрация документов прошла. И мне все равно,  что у вас там был какой-то нерадивый инспектор и как он это делал - с преступным умыслом или без умысла.  Мне все равно. Я не должен бегать и догонять какого-то «Васю», который продал мне «конструктор», чтобы требовать с него деньги. Не он, а государственная регистрация причинила мне неудобства. Будьте добры, компенсируйте причиненный вред. Вот так, наверное, будет логично. Так что я бы предъявил иск о взыскании с государственной казны возмещения причиненного мне вреда. Если это РФ, то с казны России, если Бурятия, то с казны РБ. Сумма ущерба – стоимость машины, - сказал Дмитрий Трушков.

Как отметил адвокат, в этой ситуации присутствуют не личные отношения: «продавец - покупатель».

- Между ними находилась государственная структура. А это меняет дело, - отметил Трушков.

Оценивая перспективы таких исков к государству, адвокат отметил, что это дело весьма любопытное, можно было бы создать прецедент для всей России.

Фото Марк Агнор

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях