Общество
3059

В Бурятии по Галине Вишневской скорбят друзья и ученики

13 декабря в день похорон великой певицы Галины Вишневской о ней вспоминают ее друзья и одна из последних учениц. В их воспоминаниях звезда мировой оперы предстает с непривычной стороны

Не все в Бурятии знают о давней дружбе Михаила Лазаревича Балдаева, в прошлом дирижера Бурятского театра оперы и балета, и Мстислава Ростроповича. Они познакомились еще в Свердловском симфоническом оркестре, сдружились из любви к виолончели.

В 1973 году Ростропович с супругой прилетели в Улан-Удэ. Но приезд двух знаменитостей широко не освещался в прессе, поскольку звездная пара была в опале у власти. Правительство рекомендовало воздержаться от каких-либо контактов с ними.

- Встречали великих артистов просто безобразно. Привезли в театр на двух задрипанных такси. Многие наши артисты испуганно жались в сторону, а ведь однокурсником Ростроповича по московской консерватории был Лхасаран Линховоин. Тогда мой супруг Михаил Балдаев пригласил  высоких гостей к нам домой – вспоминает Алла Галдановна.

Не все в Бурятии знают, что тогда Галина Вишневская посетила знаменитого травника Галдана Линхобоева, чтобы вылечить болезнь груди.

- Мы возили ее к травнику на улицу Амагаева. Он был прекрасный целитель, умер года через три после приезда к нему знаменитой пациентки – рассказывает Алла Галдановна.

Тяжело приходилось тогда семье Балдаевых не только от давления властей, но и от недостатка дефицитных тогда деликатесов. Чтобы достойно накрыть стол, пришлось подключать все связи. Конечно, не обошлось без традиционных бурятских блюд: бууз, саламата и бухулера. И вдруг выясняется, что Мстислав Леопольдович, как убежденный христианин, держал последний день Великого поста.

- Мы ждали двенадцати часов ночи, чтоб закончился пост. И Галина пошутила – ну держитесь, сейчас мой Славка все съест! Она была очень открытой по-русски женщиной. Сидели мы долго. Глубоко за полночь Галина меня попросила: давайте, посидим у вас до утра. В гостиницу «Одон» возвращаться не хочется, в номере мыши бегают. Нам было невероятно стыдно за такую гостиницу. Конечно, мы сидели до утра – вспоминает памятную ночь Алла Галдановна.

Утром ей пришлось еще раз впасть в ступор. Оперная дива обратилась с просьбой, которая ей самой, наверное, казалась простой.

- Девчонки, вы сможете достать шкурки баргузинского соболя на шубу? – спросила меня и сестру Галина Павловна. Моя сестра замерла как вкопанная. Тогда и норку-то достать было проблемой. Соболя могли разве что на шапку позволить себе немногие. А тут на шубу – говорит Алла Галдановна – мы настолько были бедные тогда. Фотоаппарата не было. Даже не сфотографировались на память.

Прошло немного времени после этого исторического приезда в Улан-Удэ этих легенд мировой классической музыки, когда пришла весть – Ростропович и Вишневская покинули СССР.

Уже в 90-е годы Алла Галдановна поехала во Францию с ансамблем «Магтаал». Но Галины Вишневской в Париже в это время не оказалось, она гастролировала в США. Сейчас в семье Балдаевых бережно хранится фото далеких пятидесятых — времени самого первого приезда Мстислава Ростроповича — с автографом из семидесятых: «Дорогим друзьям Аллочке и Мише», а с обратной стороны: «На добрую память Мише — коллеге сразу в двух областях — виолончели и дирижерстве».

Тяжело пережила известие о кончине своего учителя и оперная певица Билигма Ринчинова. Она обучалась в знаменитом оперном центре Галины Вишневской.

- Я считаю, что мне несказанно повезло. Судьба свела меня с такой легендарной певицей. Помню, как я пела для нее арию «Царица ночи». Галина Павловна похвалила исполнение. Ее слова были лучше любых наград. В моей благодарной памяти она навсегда останется волевой сильной женщиной. Несмотря на  почтенный возраст, наш учитель всегда выглядела величественно – вспоминает Билигма Ринчинова.

 

Фото uznayvse.ru

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях