Общество
8271

Эмоции взрослых заслонили интересы детей

В конфликт мамы с учительницей начальных классов вмешалась уполномоченный по правам ребенка в Бурятии Татьяна Вежевич

Вера Осипенко пожаловалась уполномоченному по правам ребенка, что школьный учитель Инна Терехова замучила придирками ее сына-инвалида детства, учащегося 3 класса. Однако классный руководитель удивлена и обижена претензиями мамы ученика. Она уверяет, что никогда не допускала подобного по отношению к ребенку.

Недопонимание между родительницей и педагогом Татьяна Вежевич решила с ходу. Разговор чиновницы с учительницей Верхнежиримской средней школы был короткий и занял немногим более трех минут – он прошел только в обсуждениях вариантов увольнения учителя. Уполномоченный по правам ребенка не пыталась выяснить, что происходит, и выслушать обе стороны. Не посмели возразить Татьяне Вежевич и представители администрации школы, и РУО. Инна Терехова, подавленная подобным натиском чиновницы, подала заявление об уходе.

Однако за учительницу вступились родители детей ее учеников. Мамы и папы решительно настроены отстоять своего педагога, которого считают одним из лучших. Они направили письма в Министерство образования и науки РБ, а также на имя президента республики Вячеслава Наговицына. Решительную точку в разгорающемся конфликте поставила директор Верхнежиримской школы. Несмотря на вмешательство уполномоченного по правам ребенка, Мария Асташова убедила обиженную учительницу не бросать любимую работу.

Кусочек мяса отдали, и мы его вырастили

Вера Осипенко до сих пор с дрожью в голосе говорит о болезни сына Кирилла, инвалида с детства. Когда он родился, врачи поставили страшный диагноз «нейрокожный меланоз».

- Вот такой кусочек мяса отдали и сказали: не знаем, сколько протянет. А мы его вырастили и вот боремся до сих пор, - говорит Вера Осипенко.

Мальчик перенес несколько операций. Из-за сложных наркозов, по словам родительницы, он стал заикаться. Ежегодно они проходят обследование.

P1040666.jpg

В 2009 году Кирилл пошел в школу. По словам матери, первые два года для них прошли спокойно, а с началом третьего учебного года начались трудности.

- То у нас техника речи хромает, я ей (Инне Викторовне) говорю, три операции перенес, что ж могу сделать, если он заикается, - рассказывает Вера Осипенко.

По словам мамы, потом появились новые проблемы: Кирилл стал отставать от сверстников по скорости правописания.

- Говорю: а можно моего ребенка подождать? Она отвечает: можно, пусть дописывает на перемене. Потом прихожу, а Инна Викторовна говорит, перемена нужна для того, чтобы ребенок отдыхал, - рассказывает женщина.

Мама уверяет, с сыном она постоянно дополнительно занимается дома. В первой четверти появилась первая «3» по физкультуре. Мама с такой оценкой не согласна.

- В первом и втором классе были «четыре» и «пять», теперь, получается, он не справляется с нормативом, - с обидой рассказывает Вера Осипенко.

Однако самое большое недовольство у нее вызывает то, что, по ее мнению, учитель постоянно требовала от нее справки от врачей, что ребенок может обучаться в общеобразовательной школе.

- Нам врачи подчеркнули в заключении, что он может учиться именно в школе, а не на дому. Да так подчеркнули непонятно, что она по этому поводу аж к нам домой приехала, - рассказывает мама.

По этой причине женщина снова съездила к врачам и повторно взяла справку. Мама утверждает, что ей приходилось несколько раз привозить документы от врачей по требованию учительницы. Обращалась она и в школу, и в районное управление образования.

- Мне сказали, что она осознала, но мы с мужем и свекровью подумали и решили обратиться к Татьяне Ефимовне Вежевич, - говорит Вера Осипенко.

Результат своих жалоб – увольнение Инны Тереховой - мама мальчика считает закономерным и правильным решением.

- Только увольнение, и я, конечно, удовлетворена, - сказала женщина.

Он нормальный ребенок

Инну Терехову мы застали в школе. Закончились уроки, и учительница ждала, когда подъедет школьный автобус за ее учениками из соседних деревень.

- Я уже всего боюсь, - честно призналась 37-летняя учительница. – Уверяю, даже не знаю, что сказать, но я никогда в мыслях не собиралась кого-либо обижать. Я в шоке…

 

По словам школьного учителя, она с первого дня сказала Вере Осипенко, что не будет делать никаких поблажек ее сыну, чтобы не выделять среди других детей.

- Я считаю, он нормальный ребенок. Я попросила справку от мамы не потому, что мне так хочется, а потому, что каждый пропуск ребенка в школе должен иметь причину, и с нас за это спрашивают, - говорит Инна Терехова.

Классный руководитель говорит, что никогда не позволяла себе неосторожным словом кого-либо из детей в школе обидеть.

- Я их даже по фамилиям не называю, только по имени обращаюсь, - рассказывает учительница.

Про визит Татьяны Вежевич она говорит с неохотой.

- У нас состоялся буквально трехминутный разговор. Меня вызвали, представили ей. Вежевич спросила: были ли в вашей практике дети-инвалиды? Я ответила: нет. После чего она спросила: сколько нужно дать времени учителю, чтобы уволиться? Ей ответили: две недели. И тогда она сказала: по собственному желанию не уволитесь, уйдете по статье и тогда не сможете никуда устроиться. Я развернулась и вышла…

Инна Терехова проработала в школе 18 лет. О своей работе говорит с улыбкой и называет ее «любимой». После случившегося она решила уйти, даже не дожидаясь законных двух недель.

Мы ее в обиду не дадим

Родители 18 ребятишек третьего класса узнали о визите Татьяны Вежевич в тот же день. Село Верхний Жирим Тарбагатайского района небольшое, новости здесь распространяются мгновенно.

- Я тут же позвонила Инне Викторовне, спрашиваю, что случилось, а она спокойно так отвечает: все хорошо, - рассказывает Любовь Джалабаева.

 

Обеспокоенные родители стали перезваниваться и выяснили причину визита уполномоченного по правам ребенка. Перспектива остаться в середине учебного года без учителя и классного руководителя вызвала шквал эмоций. Однако больше всего они возмутились тем, что никто не удосужился спросить мнение всего класса.

- Она лучший педагог! Мы, родители, желали всей душой, чтобы наши дети попали именно к ней, - говорит Александра Воробьева.

12.jpg

Расстроенные взрослые созвали родительское собрание.

- Никто в классе никогда к Кириллу Осипенко не относился, как к инвалиду, мама преувеличивает. Все дети, как и наш учитель, воспринимают его как совершенно здорового и нормального ребенка! Что там мама напридумывала, уму непостижимо! Ведь класс дружный, дети с удовольствием идут в школу. А почему? Потому что учитель профессионал, чуткий человек и нашла к ним ключик, – уверяет Наталья Трифонова.

На своем ли месте?

Родители в голос заявляют, что не намерены просто так расставаться со своим педагогом. Более 27 подписей собрали верхнежиримские родители в защиту Инны Тереховой. Они возмущены действиями уполномоченного по правам ребенка в Бурятии. «Почему госпожа Вежевич плюнула на остальных 18 детей?

У них произошел стресс, когда узнали об увольнении учителя. Как можно разбрасываться педагогами, когда их и так не хватает в сельской местности?» – пишут они в своем письме.

По мнению мам и пап, прежде всего Татьяна Вежевич должна была спросить мнение всех участников конфликта.

- Если педагог пыталась сделать, чтобы учебный процесс проходил для мальчика с заболеванием более легче и удобнее, это разве оскорбление? Ведь мама мальчика сама на собрании сказала, что не имеет претензий к оценкам, выставленным ее сыну, - утверждают родители.

Взволнованные родители даже склонны считать, что за претензиями обиженной Веры Осипенко стоят другие причины. «У нас 19 детей в классе, и, если госпожа Вежевич так нагло и бесцеремонно увольняет учителей, даже не разобравшись, встает вопрос: а на своем ли она месте?!» – написали родители в обращении к президенту республики.

Мы нашли компромисс

После визита журналиста «ИП» в Верхнежиримскую среднюю школу в редакцию обратилась директор учебного заведения. Мария Асташова пояснила, что долгое время по состоянию здоровья находилась на больничном. И про претензии родительницы к учителю начальных классов ничего не знала. И даже выразила обиду в адрес родителей, считая, что они могли к ней обратиться за помощью и советом.

- Вопрос решен, учитель остается в школе, - подытожила директор.

Она пояснила, что найден компромиссный вариант, который всех устроил. Инна Терехова перейдет преподавателем в нулевой класс, в котором готовят дошколят. А с 1 сентября этих же воспитанников поведет в 1 класс и будет их классным руководителем. Почему возникло недопонимание между Верой Осипенко и Инной Тереховой, директор лишь предполагает.

- Здесь между взрослыми конфликт, возможно, зревший вне стен школы, - говорит Мария Асташова.

Узнав о сложившейся ситуации, директор школы, забыв о болезни, вышла на работу. Она согласна с позицией мам и пап третьеклашек.

- Да, Инна Терехова профессионал, за все годы ни одного замечания, - говорит директор.

По поводу действий уполномоченного по правам ребенка школьный директор говорит осторожно.

- Раз задействовали, она, конечно, была на стороне прав ребенка, я бы не сказала, что она с учителем грубо разговаривала, - аккуратно добавила Мария Асташова.

Однако нужно отдать должное, школьный директор взяла решение проблемы в свои руки. Она настояла, чтобы школьный учитель не уходила.

- Она мне так и сказала: не отпущу никуда, - рассказывает Инна Терехова. – И я, конечно, рада, что все так закончилось и мне не нужно расставаться с любимой работой.

Комментарий уполномоченного по правам ребенка в Бурятии Татьяны Вежевич:

- В конце ноября поступило обращение мамы ребенка-инвалида на необъективные действия и несправедливое отношение со стороны учителя.

В течение трех лет она целенаправленно и системно отстраняет от внеклассных занятий, принижает перед сверстниками. С 1 класса гоняет маму с требованиями справок от врачей. Родительница объясняла, что у ребенка тяжелое заболевание, задержка речи. В ответ учитель сказал: нанимайте репетитора.

Задача школы - дать качественное образование любому ребенку, независимо от физического и психического состояния здоровья. Мама обращалась к директору. Как я поняла, директор вникла в этот конфликт, обнаружился факт нарушения. Был издан приказ, по которому учителя предупредили о том, что она нарушает права ребенка. Это предупреждение никак не повлияло на действия учителя, и тогда родительница обратилась в комитет по образованию Тарбагатайского района. Разобрались, опять предупредили, что надо работать с ребенком, и вынесли замечание. По крайней мере, уже есть два документа о предупреждении данного учителя, и опять же нет реакции. И тогда уже родительница обращается ко мне. Приходит и со слезами говорит, сил больше нет, уехать некуда. В жалобе она указала, что теперь учитель требует привезти справку, что ребенок может учиться в школе.

Я поехала в школу после этого обращения. Мы рассмотрели ситуацию с юридической точки зрения. Участвовали все, кто имеет отношение к данному конфликту. Учитель не признает и даже не считает свое поведение нарушением. Упирает, что за 18 лет не заслужила ни одного упрека, не считает, что сделала неправильно. Я выслушала все стороны.

Директор сказала однозначно: мы разбирались уже, не делает человек выводов, предупреждали уже.

Я считаю, что такой человек работать в школе не может. Я дала поручение разобраться в этой ситуации и дать ответ, какие приняты меры. Понятно, что учитель сейчас любыми путями хочет остаться в школе, подобрала тех родителей, которые выступают в ее защиту. По поводу претензий родителей, что не спросили их мнение. Мы не должны обсуждать профессиональные качества учителя с родителями – это некорректно. Я не сочла нужным проводить родительское собрание. Права детей не нарушаются никоим образом. У них будет учитель. Однозначно дети будут обучаться за своей партой.

24 декабря истекает срок принятия решения, пока я не считаю вопрос закрытым. На местном уровне разберутся, а потом уже мы рассмотрим этот вопрос в соответствии с действующим законодательством. В любом случае независимая экспертиза все покажет.

Верхний Жирим – Улан-Удэ.

Фото tihero8.beon.ru и из архива школы.

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях