Сегодня он генеральный директор компании Synergy group, в активе которой такие проекты, как ресто-клуб Che Guevara, гастрономический паб Churchill, международная сеть ночных клубов Z Club.

О последнем нам хотелось поговорить с Тумуром подробнее. Среди наших бизнесменов не много тех, кто ведет дела и в Бурятии, и за границей одновременно. Причем заведение Z club сначала появилось в далеком и жарком Вьетнаме и лишь недавно распахнуло свои двери в Улан-Удэ.   

Напомним, в 2014 году в городе Нячанг Тумур открыл самый большой клуб во Вьетнаме площадью 1 200 кв.м.

- Идею, точнее, толчок к ее воплощению дал мой друг Андрей Осипов. Именно с его подачи мы поехали на «разведку боем» во Вьетнам и «застряли» до нынешнего момента. Причем, на мой взгляд, успешно, - рассказывает Тумур.

Российским туристам, коих в этой стране немало, сразу пришлось по душе заведение с русскими блюдами и понятной развлекательной программой. Однако бизнесмену пришлось столкнуться с особенностями местного менталитета. По его словам, вьетнамцам очень тяжело работать с россиянами и наоборот. 

- Мы для них слишком эмоциональные и экспрессивные, - говорит Тумур. – А они не привыкли куда-то торопиться и думать о том, что будет завтра. У нас ведь как? Не заготовил сено на зиму – погибнет скот. Не посадил вовремя картошку – зимой будешь голодать. А у людей, которые живут там, где нет зимы, такого нет. В их жизни нет цикличности, им не знакомы понятия «сроки», «дедлайны». 

Тем не менее сегодня клуб успешно продолжает работать. Конкурентов у Zima club нет. Доказательство тому – огромный спрос на заведение. 

Личный опыт

Предпринимательская жилка у Тумура Дондукова, похоже, проявлялась еще с детства. Что говорить, если свой первый «бизнес-проект» он осуществил в 7 лет.

- Это была продажа собственных рисунков. Я тогда учился в первом классе школы № 35. Даже не продажа, а натуральный обмен на коржик, гильзу от автомата Калашникова, в общем, на все то, что входит в систему ценностей семилетнего ребенка. О голодном ребенке, который обменял свою еду на мой рисунок, было сообщено возмущенными родителями классному руководителю Людмиле Ефимовне (до сих пор помню). Была вызвана моя мама на беседу. В результате я был клеймен позором за антисоветское поведение. Ощущения были самыми ужасными: предпринимательство надолго законсервировалось в коре мозга, - вспоминает Тумур.

Еще один негативный опыт случился в 2005 году.

- Я занимался продажей компакт-дисков. Сеть, а точнее, три торговые точки «Дискомания» с горем пополам начали приносить доход. Все накрылось «медным тазом» после изъятия якобы контрафактного диска. Из-за этого на меня даже было заведено уголовное дело. Уголовное! – рассказывает предприниматель.

Следствие длилось 6 месяцев. За это время Тумур похудел, угасли огонь в глазах и злосчастная «жилка». В который раз он зарекся участвовать в дальнейших мозговых процессах и потугах на «светлое будущее». Дело закрыли в связи с «процессуальными огрехами» в ведении дела. Но за это время за бесценок были проданы бизнес, автомобиль, опустошены все материальные запасы и тикало время по долгам.

- Я уже готов был уехать в Москву в поисках лучшей доли, но был вовремя рекрутирован Виталием Раднаевым, директором компании «Снежный Барс», где проработал 4 года и ушел с поста директора департамента продаж. Это был 2010 год и за два месяца до открытия ресто-клуба Che Guevara, - делится своим опытом Тумур Дондуков.

Секреты успеха

Для того чтобы начать бизнес, Тумур уверен, что активная жизненная позиция, умноженная на тягу к материальному достатку или на желание славы, признания и других тараканов в голове, в народе именуемая «предпринимательская жилка», - обязательное условие для начала какой-либо деятельности, связанной с извлечением дохода.

О своих секретах успеха и сложностях работы предприниматель рассказывает так.

- Вопрос сам по себе риторический: из разряда – как ходит сороконожка. Могу сказать одно точно – коллектив нужно увлечь, вдохновить своей идеей. Тогда эффективность каждого члена коллектива увеличивается в разы. Это как раз и называется «работать за идею», а не как многие считают: за идею, значит, бесплатно. Второе – это четкое распределение ролей и создание отлаженной коммуникации между различными органами единого организма. Третье – хочешь качественного результата, покажи на своем примере. Да-да, на своем. Для этого необходимо постоянно увеличивать свой багаж знаний: от SMM и умения настроить самостоятельно сложное инсталляционное оборудование до различия качественных характеристик моющих средств для мытья пола и плотности салфеток. В этом основная сложность – заставить себя развиваться, уметь поднять голову и подглядеть фишки у более успешных предпринимателей, - объясняет он.

Всего в заведениях Тумура Дондукова сегодня работает более 230 человек (включая вьетнамский филиал). В работу постоянно внедряются новые способы привлечения клиентов.

- В этом году на всех предприятиях мы ввели мобильную программу лояльности от разработчика, партнерами которой являются общепризнанные лидеры, такие как BurgerKing, KFC, Subway, Pizza Hut Spb. Мы имеем возможность прямого и постоянного контакта с гостями через мобильное приложение. Программа позволяет мгновенно воплощать в жизнь наши маркетинговые идеи и, главное, быстро отслеживать их эффективность, - говорит Тумур.

При таком подходе и достаточно быстром развитии, бизнесмен признается, четко осознал, что твердо стоит на ногах и уверен в своем деле, только в конце 2015 года. А теперь планирует расширить присутствие своего бизнеса во Вьетнаме и рассматривает возможность открытия ночного клуба и в Китае.