12 — 13 мая 2011 года состоялось выездное рабочее совещание по вопросу реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании» в МО «Курумканский район»

Обсудить проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования, вопросы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», значение и проблемы дополнительного образования в Курумканском районе приехали Александр Стопичев, председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике, Сергей Мезенин, заместитель председателя Комитета по социальной политике, Баир Гармаев, депутат Народного Хурала РБ по округу №31, председатель попечительского совета РБ, Баирма Бадарханова и Ирина Шпак, консультанты Комитета НХ РБ, Татьяна Максимова, специалист Министерства образования и науки РБ, руководители образовательных учреждений Курумканского района, депутаты районного Совета и другие заинтересованные лица.

Прежде чем заслушивать отчеты специалистов управления образования и обсуждать проблемы, связанные с реализацией Закона РБ «Об образовании», депутаты и представитель Министерства образования и науки РБ посетили школы и детские сады района. Администрация образовательных учреждений и педагоги на местах рассказали депутатам о перспективах и пожеланиях.

— Социальная мобильность, профессиональная и жизненная успешность, физическое и нравственное здоровье — самые актуальные запросы современного общества, — говорит Валентина Бадмаева, заведующая МДОУ «Курумканский детский сад «Родничок». — Система дошкольного образования — это первое звено в решении этих задач. Педагоги стараются строить воспитательно-образовательный процесс с учетом новых передовых технологий.

Во многих детских садах района проектная мощность помещений ДОУ превышает количество воспитанников, это связывают не только с низкой рождаемостью, но и с рядом других факторов: безработные родители не могут оплачивать посещение детского сада, наличие у многих родственников пенсионного возраста, имеющих возможность присмотра за ребенком, зачастую матери используют свое право нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, многие родители не видят разницы между воспитанием ребенка в МДОУ и постоянным нахождением в семье.

— Эта разница существенна. Если в садике сбалансированное питание, соответствующее возрасту ребенка, соблюдение режима дня, наличие научных и методических знаний у педагогов, целенаправленность характера воспитания и обу­чения, то в семье процесс воспитания происходит стихийно. В семье ребенок — объект обожания, зачастую никто из родителей и родственников не может объективно оценить его поступки, а в детском саду ребенок — полноправный член социальной группы, — говорит Бутидма Базарова, заведующая Барагханским детским садом «Хараасгай». — Наш детский сад рассчитан на 75 детей, но посещает только 45, хотя в селе проживает 87 детей дошкольного возраста. Мы стараемся хотя бы охватить тех, кто готовится к школе.

Нина Зверькова, детский сад «Солнышко» с. Могойта:

— У нас хорошее теплое здание, своя котельная, но устаревшая материальная база: кабинки в садике были установлены в 60-х годах. Конечно, я понимаю, что на воспитательный и образовательный процесс это не влияет, тем не менее это нужно для будущего. Есть перспективы: было повышение рождаемости последние годы, открываются предприятия — мясокомбинат, пекарня. Будут рабочие места — появится молодежь, соответственно, и дети.

— Из-за низкой заработной платы учителя малокомплектных школ вынуждены заниматься личным подворьем, это отвлекает их от образовательного процесса, — отмечает Баир Гармаев, депутат Народного Хурала РБ по округу №31. — Реальная заработная плата учителей малокомплектных школ небольшая, для них должен быть свой норматив. Учитель должен получать достойную заработную плату и заниматься своей работой.

— Очень радует, что в школах Курумканского района сохранены ставки социального педагога и психолога. На хорошем уровне ведется работа по дополнительному образованию учащихся. Как итог в районе низкий процент детей, совершивших правонарушения, в половине поселений дети не состоят на учете в КДН. Отрадно, что в селе Арзгун открыта новая школа на 198 человек, — говорит Сергей Мезенин, заместитель председателя Комитета по социальной политике, — она оборудована по последнему слову техники: интерактивные доски, полная компьютеризация образовательного процесса, современные наглядные материалы, росторегулируемая мебель. Огромный спортзал и профессионально оборудованный актовый зал. Таких школ в России единицы, но надо стремиться к тому, чтобы у нас в Бурятии их было больше.

— Горячее сбалансированное питание школьников — залог здоровья наших детей, — считает глава МО «Курумканский район» Даба-Жалсан Чирипов. — Охват горячим питанием в районе составляет 92,7 процента. Хотелось бы сказать, что у нас здесь летом очень жарко, а реки только горные, это большая опасность для тех, кто не умеет плавать. Поэтому нам необходим спортивный центр с бассейном. Просим помочь в строительстве, а содержание берем на себя.

Татьяна Максимова, специалист Министерства образования и науки РБ, отметила, что общее, дополнительное и дошкольное образование в районе находится на высоком уровне благодаря инициативе и энтузиазму педагогов.

— Однако, я считаю, что вряд ли дети в Курумканском районе не нуждаются в помощи логопеда, а его нет ни в одном учреждении. Хотелось бы, чтобы детям, которые не посещают детские сады, тоже было доступно общение со сверстниками и педагогами, нужно продумывать и внедрять новые формы дошкольного образования, например, развивать дополнительное образование среди детей дошкольного возраста, — отметила Татьяна Максимова.

Подвел итоги «круглого стола» председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Александр Стопичев:

— В форме простого диалога мы легко узнали, какие именно проблемы в сфере образования в Курумканском районе, какие есть перспективы, какие пожелания. Увидели на местах все условия для работы учителей и воспитателей, возможности зданий и площадей, недостатки материально-технической базы и т.д. Теперь, зная проблемы глубже, легче будет решить их на уровне правительства, как местного, так и федерального.