Политика
2722

От коммунистической до буржуазной

Авторская колонка

«Гнуснейшая клевета, подтасовки, грубая ложь и утонченная работа запутывания читателя — все эти приемы желтая и вообще буржуазная npecса пускает в ход с необыкновенным усердием».

В.И. Ленин.

5 мая Бурятский реском КПРФ отметил День советской печати, некогда широко отмечаемый в СССР. По этому случаю коммунисты, ветераны пера и действующие журналисты собрались в кафе «Нютаг» на Верхней Березовке

Бойцы ностальгически вспоминали минувшие дни. Это был повод окинуть взором пройденный путь, помянуть товарищей и заглянуть в будущее. Тем более что Туяна Цыренжапова принесла ветеранам подарок от издательского дома «Информ Полис» — газету «Правда» в том виде, в котором она появилась в СССР 46 лет назад, 9 мая 1945 года.

Итак, согласно официальной советской пропаганде, «марксистская газета открыто связывает свою деятельность с интересами рабочего класса; она является органом политического просвещения и сплочения всех передовых сил общества».

За завесой этой идеологической шелухи в газетах «Правда Бурятии», «Буряад унэн», «Молодежь Бурятии», журналах «Байкал» и «Ласточка» трудились настоящие профессионалы пера. Именно из их недр выросли такие мастера бурятской литературы, как Исай Калашников, Сергей Цырендоржиев, Владимир Бараев, Геннадий Башкуев и др.

Республиканские издания подпирали районки. Помню, в конце 80-х в редакции Заиграевской районной газеты «Вперед» работали Гена Гыпылов, Алексей Анготкин, Сергей Гуров, Владимир Жигжитов. Все они были матерые мужики, годами сидевшие в своих отделах промышленности, сельского хозяйства, культуры и т.д. А тогда Заиграевский район действительно располагал мощнейшей, ныне уничтоженной промышленной и аграрной базой. Но затем грянули 90-е. Нужно было выживать и играть по правилам «реакционной буржуазной прессы». Сделать это смогли не все. Сколько личных трагедий было в Доме печати, сколько коллег ушло раньше срока в мир иной...

В это время на рынке появился «Информ Полис», ставший пионером и локомотивом перемен. Газета, основанная Вячеславом и Соелмой Дагаевыми, росла как на дрожжах и буквально за несколько лет выросла в ведущий республиканский еженедельник, став настоящей кузницей кадров для нового поколения журналистов.

Вместе с теми, кто сумел увидеть будущее в независимой прессе, был журналист и писатель Алексей Анготкин. В начале 90-х он выпустил первую настоящую желтую газету «Вечерний Улан-Удэ» с колонкой криминальных происшествий и фотографиями Сергея Шитикова в стиле «ню». Долго она не продержалась (впоследствии дважды была реанимирована).

Бурятские СМИ наряду со сферами торговли и связи сумели быстро модернизироваться, поскольку не требовали больших капиталовложений, а разного уровня избирательные кампании дали возможность многим журналистам освоить и новую профессию — политтехнолога.

СМИ стали не только бизнесом, но и мощным орудием политической и экономической борьбы — республика превратилась в поле масштабных информационных войн. Ведомства и крупные компании обзаводились собственными пресс-службами, а ВСГТУ и БГУ открыли отделения журналистики.

Влияние СМИ росло, и власти республики стали подчеркнуто привечать журналистов 13 января, в День российской печати, пришедший на замену Дню советской печати. Кстати, почти совпавший с днем выхода в Верхнеудинске 12 января 1905 года первой печатной газеты «Верхнеудинский листокъ».

При Леониде Потапове на церемониях награждения в зале Народного Хурала собиралось не более 30 журналистов. А в последние годы количество награждаемых резко возросло — до 150 человек. Назначенному со стороны Вячеславу Наговицыну нужна была узнаваемость. К тому же результаты работы губернаторов оцениваются теперь по различным рейтингам. В том числе и по упоминаемости в СМИ. Однако возросший отряд журналистов стал также показателем бурного развития отрасли. Теперь это не только газеты, радио и ТВ, но и журналы, интернет-издания и блогосфера. Количественные изменения перешли в качественные, и мир стал глобален. Сейчас бурятские СМИ, как и положено в обществе потребления, — это большой супермаркет: выбор на любой вкус и цвет, хоть «желтый», хоть «красный».

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях