Кризис, переживаемый муниципальной властью в Бурятии, подталкивает правительство республики к реформе существующего административно-территориального деления



Сейчас судьба глав Еравнинского, Иволгинского, Кабанского и Кижингинского районов решается в судебном порядке. При этом в трех случаях главам предъявлены претензии экономического характера, связанные с нецелевым использованием средств. В результате действий главы Еравны Дамби Дамбаева на счет муниципального образования из федерального бюджета перечислена сумма в размере 6,8 млн. рублей. Геннадий Орлов в Кабанском районе произвел оплату по неисполненному муниципальному контракту.

Что касается главы Кижингинского района Эрдэни Бадмаева, то 15 июля приговором Кижингинского районного суда он уже признан виновным в превышении должностных полномочий. Но президент Наговицын сказал: «В принципе на суде уже было доказано, что он ничего себе в карман не положил, ничего не украл. Вся сделка была для того, чтобы вытащить из долговой ямы крестьян, которые взяли кредит».

По сути, они пострадали «не корысти ради», а ради дела. Сами руководители районов говорят, что действующее законодательство ставит их в условия, вынуждающие идти на нарушения.

Между тем республиканская власть требует от них решительных шагов по выходу из депрессивного состояния экономики, в которой они пребывают. Уровень дотационности некоторых поселений составляет до 90 процентов, а население в основном занято в бюджетной сфере и управлении. Отсутствие развитой инфраструктуры делает проживание на селе малокомфортным, а там, где есть дома с центральным отоплением, – в Муйском, Закаменском и Северобайкальском районах, - каждую зиму приходится в авральном порядке решать проблемы с мазутом и углем. Все это сопровождается высоким уровнем алкоголизма и преступности.

Не каждый глава способен эффективно решать проблемы развития территорий, в том числе и грамотно обходить острые углы межбюджетных отношений. Одним из возможных вариантов решения проблем на местах, учета территориального аспекта развития экономики, правительство республики видит в укрупнении муниципальных образований. В частности, президент Наговицын в апреле поставил вопрос о расширении границ Улан-Удэ за счет территорий Иволгинского, Заиграевского и Тарбагатайского районов. Рассматривается и другой вариант - объединение четырех муниципальных образований в единые границы. Между тем до 1 января 2012 года в Бурятии должны быть установлены и утверждены все границы муниципальных образований республики. Органы местного самоуправления уже начали работы по изменению границ - в рамках стартовавшего в республике процесса укрупнения муниципальных образований с численностью населения менее тысяч человек. Им будут выплачиваться компенсация за потери при объединении и стимулирующие субсидии. Джидинский район, например, считает оптимальным сокращение числа поселений до 12 вместо существующих 23.

После укрупнения поселений следующим шагом по логике станет объединение не только пригородных районов, но и дальних, то есть Курумкана с Баргузином, Тунки с Окой и так далее. Не видит альтернативы укрупнению районов и поселений профессор, доктор экономических наук Николай Атанов.

- В укрупненных районах координаторами могли бы выступить представители президента — председателя правительства, при них федеральные и региональные исполнительские службы, финансируемые напрямую из федерального и регионального бюджетов по соподчиненности, - говорит он. - Муниципальные бюджеты создаются в укрупненных поселенческих муниципалитетах. Естественно, существуют и другие варианты реконструкции административно-территориального обустройства. Ясно одно, вопрос созрел для поиска решений.

Однако в процессе укрупнения не все так просто. Сокращение расходов - это очевидный эффект, так же как и опустынивание территорий. Один глава сказал: «Если в деревне живут люди, они знают, кто здесь прошел — лиса, волк или китаец. Если их не будет, кто придет на их место: лиса, волк или китаец?».