Именно так можно назвать рабочую поездку президента Бурятии Вячеслава Наговицына и практически всего правительства республики, которая состоялась 5—6 октября

В ходе визита был подписан очередной протокол о торговом, гуманитарном и экономическом сотрудничестве на 2010—2012 годы. Однако никаких судьбоносных для наших стран решений принято не было, хотя проблем, требующих скорейшего разрешения, более чем достаточно.

За последний год российские чиновники самого высокого уровня стали частыми гостями в этой стране. В мае сюда приезжал премьер-министр Владимир Путин, а уже в августе Монголия встречала президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Следом за ними зачастили правительственные делегации из Бурятии.

 

Что в имени тебе моём?

За последнее время в политической и экономической жизни Монголии произошли серьёзные изменения. С приходом к власти демократов усилился интерес таких стран, как США, к месторождениям страны и её инфраструктуре. Китай же всегда имел в виду Монголию как перспективную перевалочную зону для сбыта своих товаров. Россия, в силу исторического прошлого, ещё сохраняет некие позиции, но уже далеко не те, какие были во времена Советского Союза. Именно ностальгия по прежнему советскому сотрудничеству проходит красной нитью во всех правительственных встречах наших стран.

На сегодняшний день монгольский рынок интересен для России в плане разработки месторождений золота и урана, а также развития транспортной сети. Напомним, что в ходе визита Дмитрия Медведева был подписан указ о передаче госпакета российских акций УБЖД «Российским железным дорогам». А президент «РЖД» Владимир Якунин несколько ранее представил монгольским коллегам долгожданную концепцию развития УБЖД. Инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры Монголии могут составить $6,5 млрд., в том числе $2,2 млрд. необходимо для модернизации железных дорог, $400 млн. — для обновления подвижного состава, $3,9 млрд. — для строительства новых веток, сообщает «РЖД».

 

Я — тебе, ты — мне

Чем же интересна Монголия нашей республике? К сожалению, ни одна из ведущих компаний Бурятии не имеет тесных и плодотворных контактов с южными соседями. Существуют разные мнения, начиная от разности менталитетов и заканчивая перспективностью рынков в этой стране вообще. Единственным обозримым сотрудничеством нашей республики с Монголией пока можно назвать область сельского хозяйства, а именно поставку живого скота и продуктов животноводства. Однако, пока не решатся вопросы с фитосанитарным и ветеринарным заслоном, квотами, а также не будут пересмотрены вопросы пошлин, виз и закрывающихся пунктов пропуска, говорить о расцвете этого кластера экономики пока рано.

Министр продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Монголии Гунжин Бадамжунай посетовал:

— Монголия граничит с двумя великими соседями. С северной стороны, к сожалению, возможности для сотрудничества достаточно закрытые, поэтому мы ждём более плотного взаимодействия.

Как показала встреча в министерстве транспорта, монголы больше заинтересованы Бурятией не как конечным партнёром, а скорее как транзитной зоной, через которую они могли бы поставлять товары в крупные сибирские регионы. Также им интересны федеральные компании-инвесторы, готовые вкладывать в строительство дорог.

— Мы хотим построить высокоскоростную дорогу протяжённостью 990 км до Дулуна, — заявил министр транспорта Халтмагийна Баттулга. — Что касается проектно-сметной документации, то она практически готова и остаётся привлечь инвесторов. По нашим расчётам, эта дорога будет самым коротким и самым дешёвым способом доставки товаров из Азии в сибирские регионы.

 

Безвизовая Монголия

В ходе визита в Монголию президент Наговицын озвучил основную причину того, почему до сих пор между нашими странами нет безвизового режима.

— Со всеми странами, с которыми у России есть соглашение о безвизовом режиме, одновременно подписывается соглашение о вывозе незаконно пребывающих граждан на территории, — сказал Вячеслав Наговицын. — То есть принимающая страна имеет право вывезти их, причём без согласия второй стороны и без согласия самих граждан.

На что монголы сказали, что обсуждают этот вопрос. Они пока не готовы, и если они подпишут такое соглашение с Россией, то такое же соглашение они должны будут подписать со всеми странами в мире, с кем у Монголии есть безвизовый режим.

Монгольская сторона в лице госсекретаря министерства внешних дел и торговли Дамдина Цогтбаатара также выразила своё желание иметь безвизовый режим с Россией.

— Мы тоже над этим работаем, — заявил господин Цогтбаатар на совместной пресс-конференции во второй день визита бурятской делегации. — Дело в том, что у нас есть с европейскими странами несколько договорённостей, которые мы должны достичь. Это требует некоторого времени. В этой связи мы пытаемся всё согласовать. Политическое согласие на безвизовый режим с Россией уже есть, остаётся всего лишь технический вопрос.

Напомним, Монголия является членом ВТО (Всемирная торговая организация), что налагает на неё особые обязательства при проведении таких процедур, как безвизовое сообщение с другими странами. Однако не только это тормозит отмену виз, вызывает опасение слишком маленький поток туристов. За последний год две авиакомпании Монголии получили лицензии на пассажирские перевозки из Бурятии, но из-за отсутствия желающих так не было выполнено ни одного рейса. Также два из пяти пунктов пропуска — Желтура и Айнек Гол — находятся в замороженном состоянии по той же причине.

 

Президент Бурятии считает монгольский рынок одним из самых перспективных для бизнеса республики.

На приёме у Вячеслава Наговицына в отеле «Чингисхан» (Улан-Батор) / Фото автора.