В кризисный год в Бурятии решили уделить особое внимание верстке бюджета на 2010 год

В связи с этим, по решению президента Бурятии Вячеслава Наговицына и депутатов Народного Хурала 8 октября прошло так называемое «нулевое» слушание документа. В Бурятии такая форма работы применена впервые. Как отметил министр финансов Бурятии Игорь Шутенков, никакого внесения изменений в бюджетные статьи на этом этапе не предполагается. Цель встречи - обсудить основные параметры бюджета на 2010 год, порядок его формирования и направление развития межбюджетных отношений.  

Напомним, формирование республиканского бюджета происходит в несколько этапов. На первом правительство Бурятии формирует бюджет и вносит документ на рассмотрение в Народный Хурал. НХ  проводит публичные слушания документа, который затем, с учетом всех предложенных изменений, выносится на очередную сессию парламента – сначала в первом чтении, затем во втором. В этом году в первом чтении законопроект о бюджете на следующий год депутаты рассмотрят на двенадцатой сессии 5 ноября.

Активная работа над документом в правительстве Бурятии идет с мая. Бюджет на 2010 год формировался в сложных экономических условиях, когда прогнозировать что-либо, особенно будущие доходы, очень сложно. Кроме того, лишь 30 сентября появились данные об основных показателях федерального бюджета на 2010 год (в частности, бюджетных трансфертах – субсидиях и субвенциях), поэтому эти данные при верстке бюджета не учитывались.

 На «нулевом» чтении речь шла, фактически, не о полной сумме бюджета-2010, а лишь о собственных доходах республики (это немногим более 11 млрд рублей) и дотациях из федерального бюджета (которые, по сравнению с прошлым годом сокращены на 1,2 млрд рублей и составили 11,6 млрд рублей). Но уже ясно, и это подтвердил Игорь Шутенков, что основной финансовый документ Бурятии готовился «в условиях адаптации к снижению средств».

Еще один момент, который отметили разработчики документа – это планируемая на 2010 год передача ряда полномочий с федерального уровня на республиканский. В частности, из бюджета России не предусмотрено на следующий год денег на субсидирование оплаты гражданами Бурятии жилищно-коммунальных услуг, компенсации родительской платы за содержание детей в детских садах и некоторые другие суммы. Все это, подчеркнули представители Минфина РБ, усилит нагрузку на бюджет республики.    

Тем не менее, Минфин Бурятии настаивает на соблюдении основных принципов формирования бюджета – сбалансированности и отсутствия дефицита. Выходить же из положения предлагается за счет уменьшения расходов. Не подвергается никаким сокращениям лишь так называемая «публичная часть» - то есть социальные выплаты - и на уровне 2009 года решено оставить межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.

Все остальные направления, включая республиканские целевые и адресные инвестиционные программы, расходы на содержание сети бюджетных учреждений, а также на управленческий аппарат решено сократить, в среднем, на 10%. Ряд депутатов при этом высказали опасение – а не выйдет ли Бурятии сокращение расходов на целевые программы, инновационную составляющую и реальный сектор экономики боком?

Однако Игорь Шутенков отметил, что сокращение денег на экономический блок не носит катастрофического характера. И привел пример: расходы на республиканские целевые программы (РЦП) в 2009 году составляли 834 млн рублей, в 2010 году планируются на уровне - 783 млн рублей, расходы на адресные инвестиционные программы сокращены с 1,8 млрд рублей (2009 год) до 1,2 млрд рублей (план на 2010 год).

Вместе с тем, нужно отметить, что в 2010 году из 22 предусмотренных республиканских целевых программ будет финансироваться, а значит, и функционировать лишь 11. И, в основном, это программы, «завязанные» на федеральные деньги. Значительная часть всех денег РЦП - 31% - пойдут на развитие сельского хозяйства, 30,6% - на дорожную отрасль, 18,7% - на поддержку малого бизнеса. Останутся «в строю» программы по улучшению жилищных условий населения и переселению из ветхого и аварийного жилья, снижению напряженности на рынке труда, поддержке детей-сирот, развитию туристской отрасли и  земельного кадастра и ряд других.  

Расходы на 2010 год по содержанию сети бюджетных учреждений сокращены на 1,2 млрд рублей. В связи с этим работникам сферы сократят заработную плату, и еще часть денег, отметили разработчики, удастся «сэкономить» за счет перехода ряда бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации (АНО). Как известно, в республике идет массовый переход учреждений культуры и образования на АНО (один из последних примеров – театр кукол «Ульгэр»). Расходы на образование снижены на 22%,  на культуру - на 20% от объемов 2009 года. Сокращены и расходы по здравоохранению и социальной политике.

Не все парламентарии поддерживают идею о сокращениях расходов социально сферы. Как пояснил ИРА «Восток-Телеинформ» вице-спикер бурятского парламента Цыденжап Батуев, «факт социального бюджета в этот период (выхода из кризиса, - ред.), все равно будет учитываться. И где-то нам придется возвращаться к мысли о большей социальной составляющей бюджета. Это мое личное мнение и я рассуждаю здесь, может быть, не как экономист. Но сегодня не то время, когда нужно заниматься сворачиванием сети бюджетных учреждений, переводом их в автономные и сокращением расходов на социалку».

По словам председателя комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды НХ Вячеслава Ирильдеева, ситуация, которая сложилась при верстке бюджета (сокращение расходов по всем статьям) – вполне закономерна.

- Понятно, что денег не хватает, и речь должна идти о том, как эффективно их использовать, - подчеркнул он.