104% составил индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям города в 2008 году по сравнению с 2007 годом

Такие цифры были озвучены мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым (на фото слева) на итогом совещании администрации города, передает ИРА "Восток-Телеинформ".

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленному производству крупных и средних предприятий в минувшем году составил 24, 9 млрд. рублей. В 2008 году подписано 27 Соглашений о сотрудничестве предприятий и организаций в реализации Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2008-2010 годы и на период до 2017 года. соглашения подписаны с 22 предприятиями обрабатывающего производства и 5 предприятиями связи. 

За 2008 год в бюджет города зачислено доходов в сумме 4, 96 млрд. рублей, в том числе собственных доходов 2,82 млрд. рублей, из которых налоговые поступления 2,2 млрд. рублей. Расходы бюджета составили 5,3 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города занимали расходы на сферу образования, ЖКХ, развитие физической культуры, здравоохранения и спорта.

Впервые в 2008-м году был отмечен рост городского населения. Рождаемость превышает смертность. А вот отток населения хоть и не удалось остановить полностью, зато миграционная убыль населения сократилась в 14 раз.

Рассказывая о планах на 2009-й год, глава города отметил,  что предстоит трудный год, особенно в финансовой сфере. В наступившем году как было отмечено, уже потеряны темпы экономического роста. Расходная часть бюджета Улан-Удэ из-за мирового финансового кризиса сокращена на 137 миллионов рублей. Теплоснабжение города также находится под угрозой, ТГК-14 так и не извлекла уроки из недавних аварий.

- Однако горький урок, полученный нами в прошлом году, не был усвоен. В этом году мы вновь ощущаем снижение и отключение тепла в наших батареях. При этом представители ТГК-14 не видят в этом ничего серьёзного и называют это штатной ситуацией. Я думаю, вы со мной согласитесь, что снижение температурного режима в жилых домах, в 30-градусные и выше морозы, никак не может являться штатной. – подчеркнул Геннадий Айдаев.

ЧТО СКАЗАЛ ГЕННАДИЙ АЙДАЕВ. ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ МЭРА УЛАН-УДЭ

 

"Уважаемые участники итогового совещания! 

 

Мы по традиции вновь встречаемся с вами, чтобы подвести итоги прошедшего года и определить задачи на текущий. 

  Год был разный. Год принес и радостные события, серьезные позитивные результаты и в экономике и в социальной сфере.

Но он принес и мировой финансовый кризис.

Конечно, на этом кризисе мы потеряем темпы роста промышленности, роста заработной платы, и будут другие проблемы. Но самое главное, что мы не должны, ни в коем случае терять, так это конкретную работу с людьми, не должны сворачивать социальные программы. Несмотря на общемировой финансовый кризис, потенциал, набранный за предыдущие годы, позволил сохранить положительную тенденцию роста экономики. Рост промышленного производства достиг 104 процентов. Товарооборот увеличился на 10%. Рост инвестиций в экономике также оказался на уровне прогнозируемого - 106%.

   В 2008 году Президентом и Правительством Республики Бурятии перед городом были поставлены ряд задач, в частности: комплексное развитие всей социальной сферы, включая реализацию инвестиционных проектов, развитие транспортной инфраструктуры и жилищного строительства, модернизация коммунального хозяйства и комплексное благоустройство города.

Хочу отметить, что, несмотря на нарождающееся негативное влияние кризиса на экономику города большинство задач нам удалось выполнить. 

    2008 год в городе был объявлен «Годом семьи: социальных инноваций».

Более 5600 улан-удэнцев родилось в 2008 году, что на 2% больше уровня 2007 года. Естественный прирост составил 1034 человека, впервые за 10 лет отмечен рост численности городского населения. В прошедшем году в 14 раз сократилась миграционная убыль и составила 129 человек.

Из бюджета города более 2,7 млрд. рублей (51%) были направлены на социальные приоритеты образование, здравоохранение, спорт и культуру. 

    Именно социальная направленность по-прежнему остаётся основным приоритетом в нашей деятельности.

Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий города увеличилась на 14% в реальном ее исчислении и составила 16964 рубля.

Наибольшие изменения произошли в социальной сфере. С 1 февраля 2008 года оплата труда бюджетников была увеличена на 14%. Все учреждения образования, здравоохранения, культуры города перешли на новую систему оплаты труда. Увеличение в 2008 году средней зарплаты работников сферы образования составило 22%, здравоохранения 27%, культуры 26%. 

    Администрацией города особое внимание уделяется мерам социальной поддержки ветеранов, а также социально-незащищенным группам населения.Ветеранам, участникам и инвалидам ВОВ, труженикам тыла предоставляется бесплатный проезд на муниципальном транспорте. Сохранены льготные проездные билеты для проезда на трамвае школьников, студентов, пенсионеров, на период дачного сезона были организованы 50%-ая льготная перевозка пенсионеров-садоводов на 14 сезонных маршрутах. По социальным проездным билетам организована перевозка федеральных льготников. К сожалению, в прошлом году сложилась ситуация, когда годовых объёмов компенсаций, предусмотренных Минсозащитой республики, не хватило в полном объеме. Тем не менее, Администрация города перевозку льготников не приостановила, в результате наши предприятии транспорта сработали в убыток. Такая же ситуация и на этот год. Минсоцзащиты необходимо решить вопрос дополнительного финансирования, так как транспортники работать в убыток не будут. 966 ветеранов Великой Отечественной Войны получили 50% компенсацию части абонентской платы за услуги фиксированной телефонной связи.

Была проведена бесплатная подписка на газету «Правда Бурятии» для 10016 участников ВОВ и тружеников тыла. Семьи воинов афганцев получают 50%-ую льготу по коммунальным услугам. В прошлом году произведен ремонт 254-х квартир и установлены приборы учёта в квартирах инвалидов и участников войны.

Для обеспечения жильем семей ветеранов войны и семей инвалидов из бюджета города было выделено 9,3 млн.руб., выдан 61 сертификат. 

    В прошлом году 64 молодые семьи стали участниками Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей» и получили свидетельства на сумму 40,1 млн.руб., в т.ч. из местного бюджета – 9,9 млн.руб. В 2009 году в бюджете города предусмотрено 10  млн. рублей.

В последние годы заметно обновилась материально-техническая база наших учреждений социальной сферы.Проводимая финансовая политика в рамках национального проекта «Здоровье» позитивно сказалась на организации первичной медико-санитарной помощи.

Численность участковых врачей и медицинских сестер за три года увеличилась на 150 человек.

Но вместе с тем, укомплектованность врачами у нас в среднем составляет 62%, а по узким специалистам еще ниже, Управлению здравоохранения необходимо серьезно заняться решением данной проблемы. В 2008 году на развитие первичной медицинской помощи г.Улан-Удэ в рамках нацпроекта «Здоровье» из средств федерального бюджета было получено 163 млн. руб., из городского бюджета на развитие муниципального здравоохранения было выделено свыше 600 млн. руб., в основном на капитальное строительство.

Из наиболее крупных объектов отмечу завершение строительства и открытия нового корпуса Больницы скорой медицинской помощи.

Стоимость объекта почти полмиллиарда рублей, из которых на 200 млн. рублей приобретено уникальное диагностическое и микрохирургическое оборудование последнего поколения.

В январе этого года на Верхней Березовке состоялось открытие кардио-реанимационного отделения ГорБольницы №1. 24 февраля состоится открытие филиала амбулатории городской поликлиники №1 на улице Ермаковской, в которой будут обслуживаться 7500 жителей микрорайона Батарейка.

Вчера запущена в тестовом режиме компьютерная программа по автоматизации регистратуры и учёта больных «Регистр ЛПУ» на базе городской поликлиники №1, которая позволит снизить очередность и повысить качество предоставляемых услуг. И по результатам эксперимента, Управлению здравоохранения необходимо ускорить внедрение системы во всех поликлинических учреждениях города. 

   Одной из ключевых задач в сфере «Образования» по-прежнему остаётся развитие сети дошкольных учреждений. В прошлом году мы открыли два филиала и три дополнительные группы на 425 мест. Всего было предоставлено 2825 мест. 21 февраля откроется новый детсад в поселке Аэропорт на 240 мест, также в планах этого года ввод филиалов детских садов, что даст возможность предложить дополнительно 770 мест. Это конечно очень мало, учитывая, что сейчас в очереди в дошкольные учреждения города состоят 13530 детей. Здесь нам необходимо внедрение новых форм работы дошкольных образовательных учреждений, такие как группы дневного пребывания, детские сады на дому. 

     Еще одним вариантом решения данной проблемы может стать реализация проекта социального партнерства муниципалитета и бизнеса - строительство негосударственного образовательного комплекса «Эврика». Комплекс включает в себя элитное дошкольное, начальное и общее образование на 320 дошколят и на 660 учащихся. Улан-Удэ является инициатором данного проекта и может стать федеральной инновационной площадкой. И эту возможность необходимо использовать и развивать.В то же время нужны кардинальные решения на федеральном, республиканском уровне, внести коррективы в республиканскую программу. 

    Одним из главных событий ушедшего года стал ввод в эксплуатацию долгостроя, более 20 лет недостроенного корпуса школы в поселке Орешково и 1 сентября 460 учеников сели за парты новой школы. В текущем году планируется строительство второй очереди школы, необходимо изыскать возможности софинансирования со стороны города. 

     В прошедшем году нам удалось благоустроить все площадки в дошкольных учреждениях спортивно-игровым оборудованием (10,5 млн. руб.). Открыта новая детско-юношеская спортивная школа (№ 17) по самбо, построен зал борьбы Школы олимпийского резерва, в настоящее время продолжается строительство стадиона, физкультурно-спортивного комплекса, спортивного центра в 18 квартале, школы бокса. 

      В конце прошлого года после капитальной реконструкции открыт бассейн «Юбилейный» в п. Загорск, из городского бюджета на эти цели было выделено 57 млн. руб.

Традиционно проводились спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, в которых приняло участие более 40 тысяч человек. 

      С 1 января 2009 года на территории города для проведения занятий по месту жительства начали работу 37 спортивных инструкторов. Особое внимание уделяется организации летнего отдыха детей и подростков. По итогам 2008 года около 54 тысяч детей или 97% школьников были вовлечены в различные виды летнего отдыха. Из городского бюджета на организацию летнего отдыха детей было направлено 16,7 млн. руб. 

      Проведен капитальный ремонт СКЦ «Кристалл», Городского культурного центра, комплексный ремонт в 4 детских школах искусств, реконструирован зрительный зал КДЦ «Рассвет» на 680 мест.

В 2008 году 1183 учащихся школ искусств успешно защищали честь города Улан-Удэ на международных, всероссийских, межрегиональных фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах и способствовали привлечению интереса к нашему региону. География выступлений юных музыкантов и художников обширна - Бельгия, Япония, Монголия, Москва, Севастополь, Одесса, Минск и другие города России. 

     Возвращаясь к приоритетным национальным проектам, хочу отметить, что с начала реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в городе значительно возросли темпы строительства. Так, годовой объем ввода жилья увеличился на 22% с 158 тысяч квадратных метров в 2007 году до 193,5 тысяч квадратных метров в 2008 году. Однако должен сказать, что именно отрасль жилищного строительства намного раньше ощутила влияние кризиса, это связано, прежде всего, с ужесточением банками условий кредитования. И здесь в непростых условиях оказались как застройщики и рядовые покупатели, так и наши агентства по ипотечному кредитованию. 

    Говоря о жилищном строительстве, я хотел бы обратить внимание на ряд проблем, влияющих на темпы строительства. Прежде всего, это затраты на подключение объектов жилищного строительства к сетям инженерной инфраструктуры. Например, фактический тариф за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО МРСК «Сибири» - в Красноярске стоит 239 рублей за кВт, а тариф за подключение к электрическим сетям в той же компании в Улан-Удэ уже стоит 7305 рублей, разница в тарифах – 30-ти кратная. Надо разобраться с этим.

Учитывая, что затраты на подключение к инженерным сетям и строительство сетей составляет порядка 17-20 % от себестоимости одного квадратного метра жилья, мы ставим себя заведомо в невыгодное положение для инвестирования. В прошлом году подписано очередное Соглашение с Минрегионразвития России о предоставлении в 2008 - 2009 годах субсидии из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города в размере 481 млн. руб., в том числе из ФБ – 375,5 млн. руб., РБ – 66,3 млн. руб. и МБ – 39,2 млн. 

     В текущем году будет сложно поддержать набранный в прошлых годах темп ввода жилья, однако ввод запланированных 150 тысяч квадратных метров жилья мы обязаны выполнить.

В прошлом году мы начали реализацию 185 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с адресной программой переселения граждан из аварийного жилья расселены 134 человек из 5 аварийных домов. На предстоящий год нами подготовлена заявка на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на сумму 191,4 млн. руб. Предварительно мы планируем осуществить переселение 783 граждан из 14 аварийных домов по ул. Свободы, Жердева, Тобольская. В рамках муниципальной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов г.Улан-Удэ» осуществлялся ремонт 144 домов с общим объемом работ на 223,8 млн. рублей. В настоящее время мы формируем заявку на 2009 год, запланировано осуществить капитальный ремонт на сумму 326 млн. руб. 

    Одна из самых неотложных проблем нашего города - это модернизация жилищно-коммунального комплекса. Анализ существующей организации системы коммунальной инфраструктуры показывает большие потери и ресурсные затраты, что обусловлено, прежде всего, высоким износом оборудования и сетей. В результате мы имеем рост техногенных аварий и отключение тепла в зимний период. Только за прошлый год количество отключений в системах отопления и горячего водоснабжения возросло в 2,4 раза.

Не могу обойти и режим чрезвычайной ситуации, введенный на территории города Улан-Удэ, в связи с аварией на ТЭЦ – 1 в феврале прошлого года, который показал, к сожалению, истинное положение дел на нашей теплоэлектроцентрали. Когда годами не проводился капитальный ремонт оборудования, сокращались вспомогательные структуры, отвечающие, в том числе и за безопасность объекта. Однако горький урок, полученный нам в прошлом году, не был усвоен. В этом году мы вновь ощущаем снижение и отключение тепла в наших батареях. При этом представители ТГК-14 не видят в этом ничего серьёзного и называют это штатной ситуацией. Вы со мной согласитесь, что снижение температурного режима в жилых домах в тридцатиградусный мороз никак не является штатной. 

    Сегодняшняя ситуация наглядно показывает, что направленные ТГК-14 в 2008 году средства в размере 215,3 млн. рублей на текущий ремонт явно недостаточны и свидетельствуют о некачественной подготовке к работе в осенне-зимний период инженерных систем коммунального комплекса. Конечно, мы не снимаем степень ответственности и с самих себя. Нам предстоит ещё разобраться, где были допущены просчёты или это простая элементарная халатность. Однако мы не согласны с мнением некоторых представителей ТГК-14, что городские власти не помогают в прохождении отопительного сезона, и что мы не вкладываем деньги в развитие сетей. 

    Конкретный пример - теплотрасса поселка Мясокомбината. Благодаря этому проекту целый поселок подключен к централизованному отоплению. Только в прошлом году на эти цели было затрачено 93 млн. рублей, 10 млн. руб. из республиканского бюджета, 1,2 млн. руб. из федерального центра, 81,8 млн. рублей средства городского бюджета. В последние годы выделяются значительные суммы на ремонт и реконструкцию дорог, только в прошлом году на эти цели направлено более 311 млн. рублей. Дорожными службами был выполнен капитальный ремонт 226,2 тысяч квадратных метров дорожного полотна (что на 14,6 % больше показателей 2007 года).

Однако, несмотря на ежегодное увеличение объёмов финансирования, мы ремонтируем наши дороги по-старому.

Современные подходы к ремонту дорог требуют комплексности.

Мы сегодня должны вести капитальный ремонт дорог по принципу «от фасада до фасада» зданий, и кроме замены дорожного полотна, асфальтового покрытия обеспечить озеленение и обустройство газонов и карманов, укладку разделительных бордюров, мощение тротуаров плиткой и монтаж светофорных объектов. И самое главное - основным критерием оценки ремонта должно стать качество выполненных работ. Это надо взять на вооружение Управлению дорог. 

     В последние годы нам удалось переломить тенденцию роста дорожно-транспортных происшествий по городу: сокращение ДТП составило 3,6%. Также на 16,7% сократилось и количество погибших в ДТП. В прошлом году за счет средств местного бюджета на линии вышли 4 новых трамвая повышенной комфортности и 15 автобусов большой вместимости, в том числе дополнительно были закуплены и вышли на маршруты 6 низкопольных автобусов для удобства инвалидов-колясочников и граждан старшего возраста, также были приобретены 51 автобус средней вместимости. 

     В 2008 году мы ввели клеверную развязку, это первый этап реализации крупного комплексного инфраструктурного проекта включающего также в себя строительство двух дорожных развязок на пересечении улиц Бабушкина - Трубачеева и улиц Балтахинова - Куйбышева.

И здесь важно отметить поддержку Президента Республики в наших начинаниях. Во многом благодаря именно реализации РЦП «Развитие г. Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия» нам удалось за сравнительно небольшой срок с 2006-2008 год сдать и ввести в эксплуатацию ряд значимых объектов транспортной инфраструктуры, в частности мост через протоку Степная («Бегущая лань»), путепровод в 20-а квартале, а также осуществить ремонт 446,2 тыс. кв.м. улично-дорожной сети города. Общий объём финансирования программы за три года составил 1,1 млрд. рублей.

    В настоящее время в Правительстве РБ проходит согласование проект постановления о внесении изменений в данную программу, предусматривающего продление сроков её реализации до 2011 года. Надеемся, что, несмотря на все трудности, не будет сокращено финансирование со стороны Республики в 2009 году, и мы сможем в планируемые сроки завершить строительство дорожных развязок на пересечение улиц Бабушкина - Трубачеева и улиц Балтахинова - Куйбышева. 

    Выступая год назад с итоговым отчётом, я отметил о необходимости уделить особое внимание отдалённым микрорайонам города. В результате разработана и утверждена муниципальная целевая программа по развитию отдалённых микрорайонов, направленная на решение проблем благоустройства и развития инфраструктуры. Наиболее важной и первоочередной из инфраструктурных проблем для отдаленных микрорайонов является водоснабжение. В прошедшем году было проложено более 3 километров сетей водопровода с установкой водоколонок и водоналивных будок на сумму более 17 млн. рублей в поселках Стеклозавод, Комушка, Заречный, станция Дивизионная, а также в микрорайонах Радужный и 119 микрорайоне.

Выполнены работы по проведению электрификации улиц в 9-ти поселках, всего в прошлом году капитально отремонтировано и восстановлено более 36 километров уличного освещения

В прошлом году мы решили вопрос организации очистки сточных вод. Был введен в эксплуатацию цех механического обезвоживания осадка стоимостью 42,6 млн. руб., что позволило значительно улучшить экологический фон в п. Стеклозавода.

Проблемы телефонизации отдаленных поселков также входят в перечень наиболее актуальных. За последние годы ситуация здесь значительно улучшилась. В прошлом году было осуществлено строительство межстанционных сетей и подстанций в 11 отдаленных поселках, что позволило подключить 2160 новых абонентов. Так же в прошлом году осуществлено строительство 14 цифровых подстанций общей номерной емкостью 4,6 тысяч номеров и достигнут 100%-ый уровень цифровизации городской телефонной сети. 

     Продолжая тему благоустройства отдаленных микрорайонов, хотел бы остановиться на проблеме санитарной уборки. В прошлом году нами закуплено и размещен 91 бункер- накопитель для сбора ТБО, приобретено 7 единиц специализированной техники. В то же время это не решает всей проблемы, нам нужно организовать более действенную систему сбора и вывоза мусора, прежде всего с частного сектора. В решении данного вопроса недостаточно принципиальную позицию занимают главы районных администраций, руководство Комитета городского хозяйства. С жителями надо работать.

    В год 85-летия Республики Бурятия, благодаря поддержке Президента Вячеслава Владимировича нами совместно с Правительством был реализован план мероприятий по подготовке города к празднованию. Впервые произведены столь масштабные работы: отремонтированы более 80 фасадов домов, обустроено 120 детских площадок, заасфальтировано 110 внутридворовых территорий. В короткий срок за 2,5 месяца завершено строительство сквера на ул. Сенчихина, также появился красивый сквер в п. Заречный, сквер «60 лет Победы» в п. Загорск, построены 10 новых фонтанов во дворах домов, город украсили скульптуры «Стихия», «Небесный воин», а «Гостеприимная Бурятия» заняла достойное место на въезде в столицу. На клумбах города было высажено более полумиллиона штук цветочной рассады и посажено более 27 тысяч саженцев деревьев и кустарников. 

     Прошедший год внес изменения в финансовую систему города, мы приступили к реализации трёхлетнего бюджета.

 Отличительной чертой нового подхода планирования финансов стало повышение качества управления финансами и формирование условий для инвестиций.

За 2008 год в бюджет города зачислено доходов в объеме 4 961,9 млн. руб., в том числе собственных доходов 2 829 млн. руб. Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы составила 51% в общем объеме расходов городского бюджета. 

     Однако финансово-экономический кризис также оказал влияние на формирование городского бюджета на 2009 год и на период до 2011 года. Учитывая снижение темпов поступления налога на доходы физических лиц, потребовалась корректировка расходных обязательств. Первые шаги в данном направлении сделаны, расходы бюджета за счет собственных средств в 2009 г. по сравнению с Проектом бюджета были сокращены на 137 млн. руб. (или 4,0%). 

     В условиях развития экономической ситуации, утвержденный бюджет города не может оставаться статичным, необходим пересмотр расходных обязательств городского бюджета.

 При этом выполнение обязательств по защищенным статьям расходов бюджета (выплате заработной платы, оплате коммунальных услуг, обеспечения медикаментами, питанием и т.п.) является неукоснительным. Необходима дальнейшая инвентаризация, как по прочим текущим расходам, так и по инвестиционным программам. 

     Думаю, настало время, когда каждый руководитель должен отвечать за все доходы, в том числе налоговые, курируемых отраслей и конечно расходов. Что касается вопроса по повышению эффективности управлением муниципальным имуществом. С прошлого года начата работа по капитализации наших предприятий. На сегодняшний день в партнерстве с МРСК «Сибирь» создано акционерное общество «Улан-Удэ-Энэрго». И как результат совместных действий мы начинаем строительство новой подстанции «Затон» на оборудовании фирмы Siemens, общий объем инвестиций, по которому составит 550 млн. руб., срок сдачи 2009 год. Это позволит снять напряжение с дефицитом мощностей по центру города. 

     Прошлый год можно смело назвать годом малого бизнеса. И это вполне объяснимо. В 2008 году по поручениям Президента Российской Федерации был принят большой пакет законодательных и нормативных актов, нацеленных на всемерную поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 

      Сегодня в городе действуют 19600 субъектов малого предпринимательства. При этом только за прошлый год было зарегистрировано свыше 2 тысяч новых малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. По нашей оценке показатели отгрузки произведенных товаров и услуг за прошлый год достигли 13,2 млрд. рублей, обеспечив прирост на 11,4% по сравнению с 2007 годом. 

       Однако прогноз на этот год по малому и среднему предпринимательству неутешителен.

Сегодня банковский сектор диктует невыгодные кредитные условия. В этих условиях мы должны максимально задействовать весь, предусмотренный законодательством, спектр финансовой, имущественной и иной поддержки наших предпринимателей. Первые шаги уже сделаны, разработаны механизмы залогового обеспечения по кредитам субъектов предпринимательства, микрофинансирования, компенсации банковской процентной ставки. В прошлом году в целях сохранения благоприятного «налогового климата» для малого бизнеса мы оставили без изменений значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Стоимость данных антикризисных мер составляет 125 млн. руб. Малый и средний бизнес должен стать своеобразной подушкой безопасности сегодняшней экономики города. Здесь я имею ввиду, что, в условиях экономического кризиса, сфера предпринимательства может стать одним из основных механизмов снижения напряженности на рынке труда. 

       В 2009 году планируется создать 2500 рабочих мест, в том числе в сфере малого предпринимательства более одной тысячи рабочих мест, из них в производственной сфере более 500 рабочих мест. В первую очередь это в сфере: производства продуктов питания, производство экспортоориентированной продукции, сфера жилищно-коммунального хозяйства, бытовое обслуживание и строительство. 

       Считаю необходимым создание ряда агрохолдингов с полным производственным циклом от сырья до прилавка, то есть создание так называемой «зеленой зоны» вокруг города.

Более того город уже сейчас готов предоставить бюджетный кредит со сроком 2-3 года для организации круглогодичного тепличного комплекса. 

       2008 год стал переломным и для сферы гостиничного бизнеса города.

Стабильной в 2008 году оставалась ситуация на рынке труда города. Массовых высвобождений работников предприятий не проводилось. В службе занятости состояло на конец 2008 года 2600 безработных граждан (рост 13%). Количество вакансий на рынке труда превышала численность ищущих работу граждан на 46%. В рамках антикризисной программы по содействию занятости населения в 2009 году 1100 безработных граждан пройдут профессиональное переобучение, предполагается выделение безвозмездных субсидий 175 горожанам для организации собственного дела. 

Тем не менее, несмотря на оптимистический отчет за 2008 год, влияние кризиса скажется в целом на экономике города в 2009 году. Однако любой кризис это шанс оздоровить экономику. Нужно воспользоваться сложившейся ситуацией, когда в условиях слабого рубля становится выгодным открывать собственное производство товаров и услуг. Поэтому наша первостепенная задача оказать поддержку местным предпринимателям и товаропроизводителям. В этой связи Администрацией города были определены «точки роста» экономики, позволяющие сконцентрировать все ресурсы на ключевых направлениях развития. Параллельно была начата разработка инвестиционных проектов и сейчас уже сформирован портфель на общую сумму более 80 млрд. руб. 

     Правительством России, субъектами Федерации, муниципалитетами предпринимается достаточно серьезные меры по борьбе с кризисом, в свою очередь и мы не остаемся просто сторонними наблюдателями, уже сейчас нами начата реализация антикризисных мер. Так в городе ведется еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, создана «антикризисная» рабочая группа, утвержден План мероприятий по снижению негативного воздействия мирового кризиса. Есть уже первые итоги – снижение цен от 3 до 10% в «Абсолюте», «Титане», «Два кита».

Нам необходимо быть готовыми и к обеспечению общественного порядка, с учетом прогнозирования изменений в экономике государства. Поэтому на данный момент крайне важным является продолжение своевременного и тесного взаимодействия с органами МВД и разработка превентивных мер по обеспечению общественного порядка, сохранению тенденции снижения количества преступлений. 

     Администрацией города введен режим «жесточайшей экономии» в муниципальных учреждениях и предприятиях города – был принят  «антикризисный бюджет» на 2009-2011 годы.

Сокращены затраты на содержание органов местного самоуправления, связь, транспорт, что позволило высвободить 14 млн. рублей. С нового года приостановлены выплаты премий муниципальным служащим, произошли сокращения сотрудников администрации  на 10%. 

    Уважаемые участники совещания! Подводя итоги моего выступления, я хотел бы акцентировать Ваше внимание на следующих основных задачах стоящих перед городским сообществом в 2009 году. В части повышения экономического потенциала:

- это консолидация наших усилий, разработка и реализация мер по минимизации влияния кризиса на экономику города, предотвращению негативных последствий;

- выработка программы действий, нацеленных на качественный и технологический прорыв в посткризисной экономике;

- реализация мероприятий по поддержке (финансовой, имущественной и т.д.) субъектов малого предпринимательства;

- разработка мер по массовому вовлечению населения в развитие малого бизнеса. Решение вопросов занятости и снижение количества населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; 

    В части повышения уровня и качества жизни населения

- дальнейшая модернизация системы здравоохранения, образования, сферы культуры и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства;

- профилактика и предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи;

- обеспечение безопасности населения.

В части развития инфраструктуры

- реализация мероприятий программы «Развитие отдаленных микрорайонов»;

- в текущем году необходимо завершить работу по созданию новых акционерных обществ на базе муниципального имущества в сфере теплоэнергетики и водоснабжения.

- продолжение работ по благоустройству города, обустройству мест массового отдыха;

- организация сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

- обеспечение бесперебойной работы комплекса коммунального хозяйства, своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях;

- повышение эффективности деятельности управляющих организаций, предприятий коммунальной инфраструктуры в целях снижения числа техногенных аварий и отключений тепла, а так же снижения потерь и ресурсных затрат. 

     В заключении хотелось бы сказать, что в условиях кризиса мы должны думать, и заботится, прежде всего, о своих гражданах.

И я призываю всех присутствующих в этом зале участников совещания скоординировать наши действия и сплотить усилия, чтобы не потерять наши социальные ориентиры, которых мы добились.

      Несколько слов о выборах в Городской Совет. Должен отметить, к сожалению, что отдельные руководители партийных структур, общественных организаций, на фоне предвыборных баталий, чтобы завоевать дешевый авторитет опускаются до требований к мэрии города пойти на популистские меры, и более того, не предлагая собственных мер, с удовольствием присваивают результаты работы других. Просто хочу напомнить, что раздоры никогда не приносили позитива, что после 1 марта наступит 2 марта. И как будем жить в одном городе, не только жить, но и работать, если сегодня будем «бить посуду»? 

    А ведь горожане ждут от нас не этого. Они ждут от нас совершенно другого – создание более комфортной, более полноценной жизни, чтобы в нашем городе жить было интересно, чтобы все общественные институты, власть помогала преодолеть кризис, чтобы были исполнены все наши социальные обязательства. Поэтому у нас выход один – объединить наши усилия, чтобы помочь горожанам в это тяжелое время, а не разбегаться по партийным углам.

Спасибо за внимание".