Пожалуй, в жизни небольшого таежного поселка Ангоя не было такого грандиозного события со времен основания. Да и на БАМе подобную представительную делегацию не видели со времени открытия Северомуйского тоннеля в 2003 году

 

18 июля в Ангою приехали глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, министр транспорта России Игорь Левитин, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, делегация Азербайджана во главе с министром транспорта этой республики Зией Мамедовым, а также группа артистов во главе с Надеждой Бабкиной. Гостей, которые приехали на специальном поезде из Северобайкальска, помимо бамовцев, встречали представители азербайджанской диаспоры Бурятии.

Повод приезда — присвоение вокзалу станции имени бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Дело в том, что саму Ангою на 1181-м километре БАМа еще в 70-е годы прошлого века построили молодые посланники Азербайджана, приехавшие на строительство Байкало-Амурской магистрали.

— Наш поселок появился именно благодаря воле Гейдара Алиева, — рассказала «Информ Полису» учительница местной школы Клара Хоменко. — Он первым из лидеров советского правительства проехался по БАМу. Его многие тут помнят.

Тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана, а позже заместитель Председателя Совета Министров СССР, лично отправлял на БАМ первый отряд азербайджанских комсомольцев. Они строили не только железнодорожные объекты, но и жилье, полностью разрабатывая генеральный план застройки.

Идея создать на БАМе еще один населенный пункт появилась, когда азербайджанцы успешно завершили комплексное строительство бамовского поселка Улькан на 929-м километре магистрали. Уезжать домой азербайджанским специалистам не хотелось. И идею о строительстве новой станции поддержал Гейдар Алиев. Сразу заметно, что мраморный вокзал на станции Ангоя, на котором 18 июля появилась мемориальная доска с именем Алиева, создан в традициях азербайджанской архитектуры. Из-за этого он очень колоритно смотрится в окружении огромных гор и таежной природы. В этом поселке, население которого составляет 750 человек, до сих пор живут выходцы из Азербайджана. Как сами они говорят, не смогли уехать, потому что были очарованы красотой мест, по которым проходит БАМ, а к суровой сибирской зиме и мошкаре привыкли.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ

— Сегодня мы возвращаем имена людей, независимо от национальности, которые сыграли огромную роль в развитии истории нашей страны, — отметил глава «РЖД» Владимир Якунин перед тем, как перерезать красную ленточку у мемориальной доски.

Вообще же большинство из жителей Ангои, да и всех поселков на БАМе, так или иначе связаны с железной дорогой. Поэтому во время поездки из Северобайкальска в Ангою президент Бурятии Вячеслав Наговицын успел обсудить с президентом «РЖД» Владимиром Якуниным вопросы дальнейшего развития магистрали, часть из которой проходит по северным районам республики. Вячеслав Наговицын, например, предложил соединить на территории Бурятии БАМ и Транссиб, чтобы улучшить транспортное сообщение внутри республики.

Министр транспорта России Игорь Левитин назвал это предложение интересным, но заметил, что его нужно рассматривать в контексте развития всей промышленности Бурятии.

— Мы должны учитывать, когда начнут развиваться месторождения, — сказал Левитин на пресс-конференции после открытия мемориальной доски. — Опыт БАМа показал одну важную сторону подобных проектов: железную дорогу уже построили, а разработка месторождений идет с опозданием на 20 лет.

По словам министра, такую ситуацию в нынешних условиях допускать просто нельзя.

Владимир Якунин сообщил журналистам, что «РЖД» выделит в 2008 году на развитие всего БАМа около трех миллиардов рублей.

— Это в семь с половиной раз больше, чем в 2007 году, — отметил он.

Средства пойдут на увеличение пропускной способности магистрали, поскольку в ближайшие годы на БАМе ожидается увеличение грузопотока. А это значит, что работы у бамовцев, которых в 90-е годы бросили на произвол судьбы, будет предостаточно.

На фото: Несмотря на плохую погоду, на площади вокзала имени Гейдара Алиева в ожидании высоких гостей собрались более тысячи человек