Попытки повлиять на результаты конкурсов, ограничение прав участников и необоснованное завышение цены контрактов – лишь часть претензий антимонопольной службы к заказчикам. В ведомстве отмечают: федеральный закон о закупках в столице республики зачастую не соблюдается. И это касается многих муниципальных учреждений города. Кто виноват и что делать, обсуждали 30 марта, на рабочем совещании органов местного самоуправления в администрации Улан-Удэ.

О «классических» нарушениях в этой сфере рассказала руководитель УФАС Бурятии Елизавета Потапова. Так, по её словам, заказчики нечётко прописывают основания проведения закупок, в том числе и при заключении прямых договоров – с единственным поставщиком. В последнем случае суммы контрактов необоснованно завышают.

- Здесь, грубо выражаясь, кто в лес, кто по дрова, – отметила Елизавета Потапова. – Некоторые муниципальные учреждения считают, что с единственным поставщиком можно заключать контракт на сумму в миллион и более. Это не есть конкурентный подход.

При определении сроков подписания контрактов в УФАС советуют исходить из принципа разумности.

- При рассмотрении жалоб мы очень часто сталкиваемся с тем, что срок в рабочих 10 дней, который даётся законом на досудебное обжалование (в ФАС – прим. ред.), наши автономные учреждения не соблюдают, указывают, что контракт можно заключить то на следующий день, то в течение трёх дней, – отметила глава антимонопольного ведомства.

Всё это, по её словам, ведёт к ограничению прав хозяйствующих субъектов. Нередко возникают и «разночтения» между положением о проведении аукциона и конкурсной документацией.

- Нужно руководствоваться требованиями действующих ГОСТов, которые в 2015 году разработала ФАС России – чтобы цель закупки была достигнута, – подчеркнула Елизавета Потапова.

Претензии возникают и к победителям торгов. Внести их в список недобросовестных поставщиков возможно лишь в случае, если подрядчик разорвал контракт в одностороннем порядке. Поэтому жалобы заказчиков зачастую признают необоснованными.

- Автономные учреждения не всегда знают нормы закона и, столкнувшись с некачественным исполнением контракта, идут в суд с исками, при этом сами расторгнув контракты в одностороннем порядке. А оснований для внесения в реестр недобросовестных поставщиков только два: это уклонение от заключения и решение об одностороннем расторжении договора, – отмечают в УФАС.

В качестве примера Елизавета Потапова привела случай, когда мэрии Улан-Удэ не удалось внести в «чёрный список» ООО «РОМ» – компанию, которая занималась ремонтом дорог в столице Бурятии. Напомним, в связи с неоднократным нарушением технологий выполнения работ 29 декабря 2015 года заказчик – комитет по строительству городской администрации – принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вручив соответствующее уведомление генеральному директору дорожной компании. О заказном письме, которое, согласно закону, необходимо отправить подрядчику, в администрации забыли. А это уже считается нарушением требования законодательства о контрактной системе. В итоге ООО «РОМ» в перечень недобросовестных поставщиков не попала.