В администрации регионов поступили технологические карты выборов главы государства, которые состоятся в марте следующего года, сообщает интернет-газета «Znak.сom» со ссылкой на свои источники. Как пояснил один из собеседников издания, речь идёт о тайминге кампании. По его словам, в документе по-прежнему нет фамилии Путин, хотя ожидается, что действующий президент объявит о выдвижении на новый срок в ближайшие месяцы. 

Сам тайминг источники показать отказались. Однако, по их данным, большие технологические штабы с привлечением функционеров из центра планируется разворачивать лишь в крупнейших городах. В их числе – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Особое внимание уделят регионам, которые оцениваются как потенциально проблемные. Это Приморский край, Северная Осетия, Дагестан, а также Мурманская и Омская области. В остальных субъектах, как и в 2012 году, ход кампании будут курировать полпредства в федеральных округах. В Бурятии этим, судя по всему, займётся полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло.

По мнению главы коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, национальные республики действительно могут неожиданно стать источником проблем на предстоящих выборах. Кроме того, внимания традиционно требуют крупные города, где сильны оппозиционные настроения, подчеркнул эксперт.

Политолог Аббас Галлямов считает, что акцент на полпредствах, а не на региональных администрациях можно трактовать как публичное признание деградации института губернаторства в России.

- Именно многолетняя централизация всего и вся привела к тому, что региональное и местное чиновничество ничего не умеет. Оно ведь уже много лет занимается только одним – ходит по столичным кабинетам с протянутой рукой. Никакой публичной политической конкуренции эти люди тоже давно не видели – так тщательно Кремль их от неё оберегает, – пояснил политолог.

В то же время, не совсем понятно, как минимизированное участие региональных чиновников вяжется с концепцией «народного» кандидата, о которой ранее заявляли в Кремле. Напомним, на минувшей неделе стало известно, что администрация президента запросила у субъектов список возможных доверенных лиц Путина, попросив сделать акцент на их близость к рядовым гражданам, причём проживающим не в центре, а в «глубинке».

«От двери к двери»

Сама же кампания будет строиться по принципу «от двери к двери» и ожидается, что её заметной «полевой» составляющей станет сбор и обработка наказов избирателей. Появилось даже условное название предвыборного проекта – «Путин в каждый дом».

- Надо будет организовать массовый сбор наказов, причём не только в крупных городах. Акцент сделают на то, что Путин – «народный кандидат», единственный из политиков, кто на этих выборах постучит в каждую дверь, – подчёркивает «Znak.сom».

Но хватит ли у полпредств сил на организацию и контроль кампании – большой вопрос, учитывая довольно скромный аппарат сотрудников этих структур в федеральных округах, отмечает Аббас Галлямов.

- Возможно, Кремль вообще не планирует этого делать и всё ограничится телевизионной картинкой, – предположил политолог в разговоре с корреспондентом издания.

При высоком рейтинге действующего президента и наличии мощного федерального сигнала гипотетически можно обойтись и без повсеместного развёртывания технологических штабов в регионах, отмечает Евгений Минченко. Исключением могут стать именно потенциально проблемные территории – там одного телевизора будет явно мало. 

Третий срок Путина

Напомним, минувшей зимой сайт РБК сообщал, что Кремль готовится к выдвижению Владимира Путина в президенты в последний раз.

- Ничего менять под себя, чтобы остаться и после 2024-го года, он не будет, – сообщил собеседник издания. 

РБК подчёркивает: Конституция России запрещает занимать пост главы государства более двух сроков подряд. Если же Путин вновь изберётся в 2018 году, то в следующий раз участвовать в выборах он сможет только в 2030-м. На совещаниях с участием сотрудников внутриполитического блока Кремля и экспертов обсуждалось несколько параметров успешных выборов. По данным изданиям, они должны пройти легитимно, а действующий президент – набрать больше голосов, чем в ходе предыдущих кампаний, причём как в процентном отношении, так и в абсолютном выражении.

О том, что неофициальный избирательный штаб Путина начнёт свою работу весной, в конце февраля писал «Коммерсант». Отмечалось, что кампания будет проводиться с учётом нововведений. При этом планировалось опираться на государственные корпорации, поскольку ресурсов «Единой России» в виде штабов народной поддержки может и не хватить. Источник издания отметил, что на прошлогодних выборах в Госдуму явка составила только 47,8% (52,6 миллиона человек) и в этом упрекали прежний состав политического блока Кремля.

ИА «ФедералПресс» также сообщало, что перед стартом президентской кампании администрация президента переводит регионы в режим повышенной готовности и штабы приступят к работе уже в марте. Политолог Андрей Колядин рассказал: в их состав войдут представители полпредств, губернаторы, политтехнологи и представители местных элит в зависимости от их активности и полезности.

- Технологи точно будут задействованы, остальные – в зависимости от их влияния на электоральную среду, – пояснил Андрей Колядин.

Впрочем, вслух информацию о создании предвыборных штабов в округах не анонсировали и не обсуждали. Лишь уральский полпред Игорь Холманских, отвечая на вопрос корреспондента издания, подтвердил, что работа по подготовке к президентской кампании «ведётся».

Отложили на осень

Однако уже в мае в СМИ появилась информация, что формирование «неформальных», технических предвыборных штабов по выборам президента страны в российских субъектах отложили до осени.

- Это связано с тем, что в ряде регионов, где пройдут крупные избирательные кампании, нарастает негативная повестка. Она связана как с внутриэлитными конфликтами, например, в Бурятии, Ярославской и Свердловской областях, так и с обострением региональной повестки, например в Москве, – отмечал «Znak.сom».

О каких именно конфликтах идёт речь, издание не уточнило.

Один из собеседников Znak.com, близкий к Кремлю, подчеркнул, что полпредства и региональные администрации весной начали сами себя торопить в вопросе подготовки к выборам 2018 года. Тема выборов доминировала в информационной повестке, и это заставляло региональных чиновников бежать впереди паровоза. Их попросили сконцентрироваться на местных кампаниях, а потом уже заниматься президентской. 

«Кампания начнётся с ноября»

Эксперты не увидели проблемы в том, что развёртывание «неформальных» штабов, утверждение технологов и строительство «полевых сеток» под «основного кандидата» начнётся осенью. Так, руководитель региональных программ «Экспертного института социальных исследований» (ЭИСИ) Андрей Колядин подчеркнул, что сроки зависят от базовой узнаваемости и популярности кандидата.

- Если он не раскрученный, то работу надо начинать заранее – буквально на следующий день после предыдущих выборов. Если же кандидат известен и популярен, то для кампании вполне хватает отведённого законом времени на агитацию, – считает он.

Главное в кампании – избежать фальстарта, причём это касается всех возможных претендентов на пост президента, уверен декан факультета политологии, председатель совета директоров «Экспертного института социальных исследований» Андрей Шутов.

- Человек, который заявляет себя кандидатом в президенты за год-два до даты выборов, как правило, хочет просто «пропиариться», – заявил Андрей Шутов. – Конечно, уже есть предположения, кто выдвинется, но мы думаем, это люди с солидной репутацией, поэтому фальстарта не будет. Предполагаю, что избирательная кампания начнётся с ноября, когда определятся кандидаты и им надо будет представлять свои программы, стратегии, идеи развития страны.

Политолог Аббас Галлямов связал задержку с тем, что стратегия кампании ещё не сформирована и потому администрация президента просто не знает, чем загрузить местные штабы.

- В простаивающих штабах нет ничего хорошего, поэтому их создание и решили отложить. В задержке есть определённая проблема. Поскольку речь идёт о кампании, которая должна коснуться десятков миллионов избирателей, работу надо начинать сильно загодя. Чтобы  развернуть и протестировать структуру подобного масштаба, требуется не меньше полугода. По итогам реализации тестовых проектов обязательно обнаружатся серьёзные недостатки, их потребуется исправлять, тестировать заново, одних людей убирать, заменять их другими. Это требует много времени, – предположил Галлямов. 

«Мы будем очень этому рады»

Стоит отметить, что ведущие российские издания заговорили о президентских выборах вскоре после визита Владимир Путина в Бурятию в начале августа. Один из жителей республики попросил его вновь выдвинуться на пост президента. Речь идёт о 94-летнем ветеране Великой Отечественной войны Иване Голощапове из пострадавшего от пожара прибайкальского села Черёмушки.

- Владимир Владимирович, когда будут следующие выборы президента, мы просим вас вновь баллотироваться на этот пост. Мы будем очень этому рады! Спасибо вам большое, – отметил тогда пенсионер.

Кстати, Путин связался с жителями Черёмушек по «телемосту». Он пообещал ветерану подумать о следующем президентском сроке.

Это заявление вызвало широкий общественный резонанс. СМИ поспешили сообщить, что президент начал свою предвыборную кампанию с Бурятии. До этого момента как сам глава государства, так и его пресс-секретарь Дмитрий Песков в ходе публичных встреч и во время общения с прессой старались обходить тему предстоящих выборов, писала «Газета.ru».

Например, в январе Песков сообщил: как гражданин России, он надеется, что президент пойдёт на новый срок. Однако впоследствии на многочисленные вопросы журналистов о перспективах предвыборной кампании Путина чиновник заявлял, что её просто нет: президент пока не объявлял о решении выставить свою кандидатуру.

- Он сам неоднократно говорил, что считает преждевременным делать какие-то электоральные заявления. Пока ещё есть достаточно времени до начала кампании, пока ещё повестка дня другая, – говорил Песков в феврале.

В мае сам президент на вопрос о том, не настало ли время обнародовать свои планы, ответил лаконично: «Нет». Собеседники «Газеты.Ru», близкие к Кремлю, периодически рассказывали о совещаниях, посвящённых предстоящей кампании. Кроме того, поездки президента России по регионам, где недавно сменилась власть, многие аналитики восприняли как фактическое начало его избирательной кампании.