Алексей Цыденов
7273

Едва ли будет просто «е4». От нового главы Бурятии ждут необычного кадрового гамбита

Алексею Цыденову в самое ближайшее время предстоит задача сформировать новое правительство

Рисунок: Анна Ускеева

Избранному главой Бурятии Алексею Цыденову в самое ближайшее время предстоит задача сформировать новое правительство республики — вице-премьеры, министры и руководители других структур исполнительной власти региона должны либо избавиться от приставок «и. о.» к названиям своих должностей, либо на их места должны прийти другие люди. 

Кадровый гамбит нового руководителя, разумеется, вызывает повышенный интерес. А сам он практически ничего пока не комментирует. 

Новые лица — первый этап

Глава республики неоднократно заявлял о том, что «махать шашкой» в кадровых вопросах не собирается. И доказывал это на практике. Назначений и увольнений за более чем полугодовую работу минимум. Исполняющим обязанности вице-премьера по экономическому развитию вместо уехавшего в Карелию Александра Чепика назначен президент Торгово‑промышленной палаты Бурятии Игорь Зураев. До статуса вице-премьера по вопросам безопасности повышен советник главы по этим же вопросам Петр Мордовской. Должность вице-премьера по развитию инфраструктуры вместо ушедшего на пенсию Николая Зубарева занял Мункожап Бадмаев, работавший замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Председателем информационно-аналитического комитета пригласили Ирину Доржиеву. Уроженка Бурятии жила в Москве и работала в федеральных СМИ. Ирина Доржиева сменила на этой должности Ирину Смоляк, которая 10 лет назад прибыла из Томска по приглашению Вячеслава Наговицына. К слову, Смоляк, по предварительной информации, остается на госслужбе. Пока в должности пресс-секретаря главы. 

Где ждать перемен?

В день выборов стало известно еще об одной отставке. Вице-премьер по социальному развитию Владимир Матханов ушел по собственному желанию, а уход согласовал с Алексеем Цыденовым заранее. На эту должность тут же стали прочить главу Селенгинского района Вячеслава Цыбикжапова. Он удостоился публичных похвал Алексея Цыденова за активную работу в районе. Заметим, кадровые перемены прошли без скандалов, не считая увольнения генерального директора Фонда регионального развития Анатолия Думнова, заявившего о том, что Минэкономики в его лице «избавляется от неудобного человека», и попытавшегося оспорить увольнение в суде. Правда, безуспешно. Кроме того, речь идет о хоть и близкой к правительству, но некоммерческой организации. Властных полномочий у нее нет. При этом на должность руководителя Фонда регионального развития пришел менеджер новой формации со стратегическим мышлением, богатым опытом работы в консалтинговых компаниях мирового уровня, свободным английским языком Борис Дымбрылов. 

Напомним, Цыденов предупреждал, что у всей команды правительства «есть карт-бланш». Говорил и о том, что им предстоит «переориентироваться» под новые требования. Уйти придется тем, кто не сможет это сделать. Кого и кем могут заменить? 

«Посол» Бурятии

Пока достоверно известно о том, что будет меняться еще один вице-премьер — глава полномочного представительства Бурятии при президенте РФ. В Москве Цыденову нужна структура с руководителем, работающим в федеральных органах власти «на опережение», опытным лоббистом интересов республики. Кто сможет им быть? Возможно, кандидатов ищут в Москве. Еще в самом начале своей работы в Бурятии Алексей Цыденов не исключал замещение вакантных должностей управленцами из Москвы, хотя подчеркивал, что уговаривать никого не собирается. В принципе «послом» Бурятии в Москве, наверное, может стать и кто-то из местных политиков. Например, сенатор Александр Варфоломеев, который, по слухам, не прочь вернуться в правительство республики в новом для себя качестве. К слову, работая первым помощником первого президента Бурятии Леонида Потапова, он имел статус вице-премьера, поэтому вполне может рассматриваться и в качестве замены нынешнего первого вице-премьера Иннокентия Егорова, которого местные политологи давно провожают на пенсию. Впрочем, кулуарно пока называют другого претендента на пост «второго человека» в правительстве. А именно нынешнего министра финансов Игоря Шутенкова. Не исключают переход на эту должность и федерального инспектора Сергея Ромахина. 

К слову, картина с будущими вице-премьерами более или менее ясна. Информированные источники, знакомые с ситуацией в коридорах власти, утверждают, что покинет свой пост вице-премьер Петр Носков, руководитель администрации главы и правительства Бурятии. Это, по сути, куратор так называемой внутренней политики. Скорее всего, он будет готовиться к выборам в Народный Хурал. Депутаты говорят, что он формирует свой список, в котором нет и половины нынешнего состава. 

Министры на вылет?

Первым «черную метку» — выговор — получил министр транспорта Сергей Козлов. Он сам из семьи энергетиков, но при нем были постоянные проблемы с пассажирскими транспортными перевозками, в энергетике — многолетние проблемы повышенных тарифов. Разваливался дорожный комплекс Бурятии, что вынудило местных дорожников создать свой союз. После ухода из зампредов Николая Зубарева заговорили о том, что новый министр транспорта должен быть равноудален от различных бизнес-групп, местных кланов, «элит». На смену Козлову может прийти его действующий зам Сергей Белоколодов. Поговаривают о министерских амбициях иркутянина Шишмарева — замначальника Упрдора «Южный Байкал». Но есть опасение, что все деньги на дорожные работы, возможно, уйдут иркутянам. В этом и сейчас упрекают «Южный Байкал». Местные дорожники склоняются к тому, что министром транспорта мог бы стать Андрей Дугаров, председатель Союза дорожников Бурятии. Кроме опыта работы в государственных и муниципальных органах власти на руководящей должности, он имеет опыт практической работы по всем видам дорожной деятельности. 

По слухам, неоднозначны перспективы у исполняющего обязанности вице-премьера по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий, министра сельского хозяйства Даба-Жалсана Чирипова. Счетная палата республики, проверив выполнение республиканской программы АПК до 2020 года, пришла к выводу о недостижимости большинства ключевых показателей. Много упреков в неэффективности господдержки аграриям, хотя «мы не финансируем только топот копыт», констатировал сам Алексей Цыденов. Есть ли замена действующему министру? В числе возможных называются руководители успешных предприятий АПК, депутаты Народного Хурала Матвей Баданов (генеральный директор ОАО «Байкал-Терминал») и Сергей Пашинский (генеральный директор ООО «Гарантия‑2»). Хотя не удивит появление кого-то из районных глав, замеченных Алексеем Цыденовым во время поездок по республике. В числе лучших считают главу Еравны Цыденжапа Шагдарова. 

Министра экономики Зандру Сангадиева злые языки также «приговорили» к пенсии. Ему на смену прочили экономиста Алдара Бадмаева, создавшего сотоварищи концептуальные подходы к программе социально-экономического развития Бурятии до 2022 года («Бурятия — территория успешного развития»). Во время презентации работы в правительстве члены кабинета были настроены критично. И вроде бы даже убедили Алексея Цыденова в избыточном академизме труда местных ученых. 

— Почему он пиарит себя из каждого утюга как экономиста, на практике не создав ни одного производства? — раздраженно говорят промышленники и предприниматели, заседающие в Хурале. 

А они составляют большинство парламента республики, который утверждает кроме зампредов и двух министров — экономического и финансового. Куда качнется маятник — посмотрим. 

Исполняющий обязанности министра образования Баир Жалсанов, если верить неофициальной информации, скорее всего, избавится от приставки «и. о.» В сентябре Алексей Цыденов заполнил в Минобразе вакансии двух заместителей министра. Назначение замов вперед назначения министра вызвало массу вопросов. В списке вероятных замен была руководитель городского Комитета образования Ульяна Афанасьева. 

Идут разговоры (тут — как всегда!) о возможном уходе министра культуры Тимура Цыбикова. Ему ставят в вину увлечение большими фестивалями, гастролями дорогих «звезд» в ущерб интересам местных творческих коллективов и финансированию культуры в муниципалитетах, а также нежелание вникать в бюджетные нюансы отрасли. Общественное мнение готово заменить его Жаргалом Жалсановым, художественным руководителем театра «Байкал», или директором этого же театра Дандаром Бадлуевым. Давно это кресло прочат бывшему главе Оки, сейчас директору ИД «Бурятия» Баиру Балданову. Но общественное мнение далеко не всегда совпадает с административным. Сам фестиваль «Голос кочевников» получил очень лестную оценку Алексея Цыденова, но противники указывают на то, что затраты на это мероприятие не окупают себя. Сам министр культуры органично смотрелся бы в кресле руководителя постпредства Бурятии в Москве. 

В кулуарах также много разговоров о будущем уходе главы Минздрава Валерия Кожевникова и о том, что должность будет предложена экс-депутату Госдумы и лидеру «Справедливой России» в Бурятии Иринчею Матханову, имеющему профильное образование. Однако после ухода его брата Владимира Матханова с должности вице-премьера, приобретения семейным бизнес-кланом гостиницы «Гэсэр», Николаевского спиртзавода (его купил бизнесмен, связанный с «Байкалфармом») может получиться так, что все силы семьи будут направлены на возрождение последнего предприятия. О необходимости для республики появления «Байкалфарма. 2.0» публично заявлял Алексей Цыденов. Хорошей заменой Валерию Кожевникову мог бы стать Принлай Дармаев, успешно возглавлявший в Москве поликлинику Министерства сельского хозяйства России. 

«Обновить» Министерство спорта может Сергей Дорош. Он кроме политзваний еще и чемпион России по лапте, директор спортклуба «Багатур». К тому же председатель профильного комитета в Госдуме тоже из ЛДПР. Но самым вероятным претендентом на пост министра спорта называют работающего в Москве Вячеслава Дамдинцурунова. На роль «главного» по молодежной политике давно прочат Эрдэни Дымчикова. Он имеет опыт в становлении самой известной общественной организации «Молодежь Еравны» и Ассоциации молодежных объединений. Сейчас возглавляет комитет по молодежной политике мэрии Улан-Удэ. 

Когда в зампредах дефицита нет

Перечислять все ведомства, собирая в их коридорах шепот о будущих переменах, не будем. Иначе собранный в одном месте шепот может превратиться в зловещий гул растревоженного улья. Между тем конкретную информацию способен сейчас дать только один человек. А он ограничивается общими фразами. 

Ну, например, о том, что в Бурятию готовы вернуться много молодых уроженцев республики, некогда покинувших ее в поисках лучшей доли. По словам Алексея Цыденова, к которому обращаются страждущие репатриации земляки, настроения молодежи, охотно уезжающей учиться в столичные города и не стремящейся вернуться назад, меняются. 

— Поехали! — констатировал глава республики на своей последней пресс-конференции в статусе «врио». 

Правда, при этом заметил, что поехавшие претендуют на должности не ниже вице-премьеров. 

— Ему 25 лет, но он уже зампред, — не без иронии сказал глава республики. 

Амбиции юных «зампредов», незаметно уже просачивающихся в Бурятию мелкими группами, пока, конечно, всерьёз рассматриваться не будут, но намек на омоложение кадров без внимания у опытных бюрократов тоже не останется. 

Что же касается склонившегося в раздумьях над кадровой «доской» нового главы республики, то его сейчас можно пожалеть. В большие «шахматы» такого рода он играет первый раз в жизни. Но классический ход королевской пешки на «е4» может разочаровать болельщиков. Собственно, ведь именно этот вид то ли шахмат, то ли борьбы наиболее популярен в Бурятии, а не те единоборства, которые показывают туристам и по ТВ.

Автор: Сергей Васильев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях