Политика
6223

"Новая Бурятия": Кто хочет выкинуть Айдаева?

Уходящий со своего поста в начале декабре 2012 года мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев на глазах превращается в «хромую утку». За оставшиеся у него три осенних месяца действующий городской голова должен определиться с тем, каким образом он будет пытаться остаться во власти

Тем временем, комментируя прошедшие в мэрии 23 августа публичные слушания по изменению устава города Улан-Удэ, председатель горcовета Улан-Удэ Александр Голков недвусмысленно заявил о том, что в ближайшие год-два он будет главным начальником в городе и никому отдавать власть не собирается.

С отменой выборов поторопились



Чем ближе «час икс» (2 декабря 2012 года), когда Геннадий Айдаев должен будет передать власть в Улан-Удэ своему преемнику Александру Голкову, тем ярче видны разногласия во властной группировке нынешнего мэра. Еще в мае этого года сам Айдаев заявил о том, что «мы поторопились» с введением поста наемного сити-менеджера. Мэр предположил, что в ближайшее время «нас обяжут» вернуть прямые выборы мэра, для чего понадобится снова вносить изменения в устав города Улан-Удэ.

Напомним, что скандальная история с отменой прямых выборов мэра, когда городским властям понадобилось вносить изменения в устав города на «тайной сессии» горсовета 19 мая прошлого года, серьезно ударила по репутации «команды Айдаева» и городских депутатов из «Единой России».

Сегодня «команда Айдаева» стремится сохранить после его ухода существующий сейчас на уровне муниципалитета статус-кво и по возможности персональный состав нынешней мэрии. Однако в последнее время члены этой команды все больше связывают сохранение в будущем своего спокойствия и должностных портфелей не с самим Айдаевым, а, скорее, с Александром Голковым.

Перехват власти?

Сам Голков, считающий себя крупным специалистом по муниципальному праву, после прошедших публичных слушаний по внесению изменений в устав города как бы в пику Айдаеву заявил журналистам о том, что нынешняя система муниципальной власти (во главе с выбираемым городскими депутатами мэром и председателем горсовета в одном лице и подчиненным ему наемным сити-менеджером) его, Голкова, вполне устраивает.

–Специалистов, которые занимаются муниципальным правом, у нас можно пересчитать по пальцам. Вот, я – один из них! – удивил журналистов Александр Голков. – И я вам хочу сказать, что более демократичной системы (с мэром-главой горсовета и сити-менеджером. – прим. редакции) не придумаешь! Более 70% регионов перешли на эту систему, и практически везде она хорошо работает.

23 августа на публичных слушаниях изменения в устав города, связанные с возвращением прямых выборов мэра Улан-Удэ, не рассматривались. Но совсем уйти от этой темы организаторам слушаний не удалось.

– В течение года нам нужно перейти на новую систему власти, – призвал участников слушаний председатель первого демократически избранного в начале 90-х годов горсовета Улан-Удэ Валерий Яковлев, ныне представитель «Русской общины». – Сегодня Министерство регионального развития России внесло в Госдуму проект закона, в котором предусматривается, что глава города должен избираться всем населением. А мы должны определить, будет ли глава города возглавлять горсовет, тогда остается институт сити-менеджера, или же глава города возглавит администрацию и все останется, как есть сейчас.

Поясним, что после 2 декабря 2012 года, когда истекут мэрские полномочия Геннадия Айдаева, жителей столицы Бурятии ждет некий «период безвластия». Между одним выборным мэром в лице Айдаева и новым мэром, которого все мы выберем на следующих свободных выборах. На это время власть в городе окажется в руках председателя горсовета. По принятому на той «тайной сессии» уставу города именно глава депутатов после ухода Айдаева должен стать главой местного самоуправления, или мэром.

Получается, что минимум 15 месяцев, до марта 2014 года, когда истекут полномочия действующего горсовета, весь муниципальный административный ресурс, все властные полномочия и городские финансы будет контролировать ныне находящийся на «вторых ролях» «верный айдаевец» Александр Голков. Похоже, что он давно морально готов к исполнению новой «главной роли» и никому ее уступать не намерен. В том числе и самому Айдаеву.

– Если закон (проект Минрегиона РФ об обязательных прямых выборах глав муниципалитетов. – С.Б.) будет принят в 2013 году, это будет касаться следующего созыва депутатов горсовета, – считает Александр Голков. – Потому что закон, который мы уже приняли (измененный устав города. – С.Б.), обратной силы не имеет. Мы же не можем взять и все назад отмотать! …Да, должны быть приняты определенные решения (о возврате прямых выборов мэра. – С.Б.). Но они же пока еще не приняты, сейчас есть только ожидания! Вот когда мы получим документ на руки, тогда наш представительный орган сможет на него опереться. Через какое-то время к системе прямых выборов надо возвращаться. За это время должны сформироваться новые комбинации, новые элиты. У нашего главы республики новый срок, ожидается новый состав Народного Хурала, много факторов, которые на это повлияют.

Куда уйдет Айдаев?

Таким образом, не исключено, что начинается «эпоха Голкова», идущая на смену «эпохе Айдаева». А что же сам Айдаев?

Еще год назад, до выборов в Госдуму и переназначения Вячеслава Наговицына на пост главы республики у Геннадия Айдаева были довольно широкие «возможности для маневра». Перед ним не был закрыт путь ни к одной серьезной должности, начиная с президента Бурятии и заканчивая мэром города.

Однако ожидаемый многими отъезд Наговицына из Бурятии в Москву в связи с «повышением» не состоялся, и у Айдаева вдруг не осталось шансов стать ни главой Бурятии, ни сенатором. В выборах в Госдуму он участвовать не стал. И вряд ли сейчас возможно его назначение на пост зампреда правительства.

Заметим, что раньше довольно привлекательным для Вячеслава Наговицына мог бы стать вариант назначения Геннадия Айдаева, скажем, первым зампредом правительства Бурятии вместо Иннокентия Егорова. В этом случае убивались бы сразу три зайца. Во-первых, Наговицын избавился бы от влиятельного Егорова, сплачивающего вокруг себя местную этническую элиту. Во-вторых, вместо относительно независимого, всенародно выбранного мэра Айдаева, обладающего собственным властным ресурсом, глава Бурятии получил подчиненного зампреда Айдаева, которого можно было бы в любой момент снять. И, в-третьих, на освободившееся место мэра можно было бы посадить своего «верного» человека, близкого «варяжскому» духу. Например, того же Вадима Бредния, занявшего исходную «стойку» в качестве пока что рядового депутата горсовета, но всегда готового на все в интересах «хозяина». Кандидатура Бредния подходила Вячеславу Наговицыну и в качестве мэра-главы горсовета, и в качестве сити-менеджера.

Однако перед лицом «коммунистической угрозы» в лице популярного секретаря Бурятского рескома КПРФ, депутата Госдумы Вячеслава Мархаева нельзя было допускать возможности свободных выборов мэра Улан-Удэ в случае ухода Айдаева «на повышение» или вследствие возможных скандалов в виде уголовного преследования или каких-либо других «неожиданностей». Напомним, что в 2010 году сразу в нескольких городах, в том числе Иркутске и Ангарске, на мэрских выборах победили коммунисты. Именно с этим обстоятельством и было связано повсеместное введение в российских городах института назначаемого сити-менеджера.

В Улан-Удэ, где из рядов «Единой России» на главный в городе пост претендовали минимум три группировки, представлявшие разные интересы (в лице Геннадия Айдаева, Александра Коренева и Вадима Бредния), ставка власти была сделана на интернациональную «команду Айдаева», как самую многочисленную и самую устойчивую. «Русские патриоты» Коренева и «голодные бизнесмены» Бредния были отодвинуты. 

Команда Айдаева и провела в 2010–2011 годах операцию «Сити-менеджер», отменив всенародные выборы мэра. Сам Айдаев при таком варианте мог либо поменять свое кресло мэра на другое (по выбору), либо дать на время подержать власть «верному» Голкову, а затем вернуться на свой пост через выборы в горсовет, заняв там главный пост. Эта возможность есть у Айдаева и сейчас. В виде двух оставшихся у него вариантов – во-первых, избираться в Народный Хурал и попытаться занять там кресло спикера вместо Матвея Гершевича; во-вторых, в 2014 году пройти в горсовет и сместить там Голкова. Второй вариант более реальный. Для хуральцев Геннадий Айдаев, несмотря на все его финансовые и лоббистские возможности, остается чужаком. И биться за кресло спикера ему придется «на чужом поле». В этом смысле для мэра проще решить «проблему Голкова».

Выкинуть мэра непросто

О том, что Геннадий Айдаев, возможно, избрал именно этот вариант, говорит и характер последних предложений по внесению изменений в устав города. 23 августа на публичных слушаниях в мэрии юристы мэра предложили увеличить с 2-х до 3-х месяцев срок принятия решения о проведении конкурса на замещение должности сити-менеджера. В течение этих трех месяцев после 2 декабря 2012 года, срока ухода мэра, и на период проведения конкурса пост главы администрации будет занимать тот человек, которого Геннадий Айдаев представит горсовету, либо, не исключено, сам Айдаев. Таким образом, рычаги власти и после официального сложения им полномочий останутся у него в течение более длительного срока, чем это предусмотрено.

Есть еще одно предложение об изменениях в устав города, косвенно свидетельствующее о том, что Айдаев просто так не уйдет. Он предложил депутатам отказаться от социальных гарантий уходящему мэру и не выплачивать ему, Айдаеву, разового выходного пособия в размере полугодового заработка. Лишив, таким образом, возможных оппонентов упрекать его этими деньгами в случае, если он будет пытаться вернуться в кресло мэра. Конечно же, с моральной точки, зрения мэру будет гораздо удобнее вновь претендовать на свой пост, если он не получит таких немалых «отступных».

– Проработав столько лет мэром, трудно выйти из этого, – признался недавно Геннадий Айдаев. – Я сейчас прекрасно понимаю тех руководителей, которые работали-работали, а их взяли и выкинули!

Есть ли у Голкова шансы «выкинуть» Айдаева, а самому прочно занять его место? Несомненно, есть. Не в последнюю очередь виноват в этом и сам мэр, который чересчур долго решался на выбор и сейчас вступает в борьбу с не очень выгодных позиций.

От «периода безвластия» к «эпохе Голкова»

Очень многое будет зависеть от того, как быстро Голкову удастся отстранить Айдаева от рычагов влияния. Возможно, сыграет свою роль и позиция главы республики. Но больше всего Александра Голкова сегодня волнует то, сколько еще продлится период неопределенности со сроками возвращения выборов мэра Улан-Удэ. Интересно, что сам председатель горсовета может вполне реально повлиять на это. Ведь для того, чтобы всенародные выборы мэра состоялись, необходимо, во-первых, чтобы Госдума РФ приняла закон, закрепляющий обязательные выборы глав муниципалитетов, и, во-вторых, чтобы депутаты горсовета Улан-Удэ сначала изменили устав города, а затем назначили дату выборов.

То есть законопроект Минрегиона России должен еще пройти все чтения в Госдуме, затем закон должны утвердить члены Совета Федерации и подписать президент России. Вполне реально, что закон примут не ранее 2013 года. После этого последует длительная процедура внесения изменений в устав города Улан-Удэ с проведением обязательных публичных слушаний, обсуждения проекта изменений на всех комитетах горсовета и, наконец, проведение голосования депутатов на сессии горсовета. И если изменения, связанные с отменой прямых выборов мэра, депутаты принимали в спешке, подгоняемые со всех сторон, то торопить их вносить обратные изменения никто не будет.

Если даже этот четвертый созыв депутатов горсовета и примет новый устав в течение следующего года, то, исходя из норм процессуального права, эти изменения вступят в силу только при новом депутатском созыве, то есть не ранее марта 2012 года. Если к тому времени Госдума примет закон, в котором дата единого дня голосования будет назначена на осень, то и выборы мэра Улан-Удэ могу состояться не раньше сентября-октября 2014 года.

И до этого же времени Александр Голков будет по уставу города занимать пост мэра и готовить площадку для старта своего участия на уже свободных выборах мэра Улан-Удэ. Таким образом, чем дольше продлится «период безвластия», тем крепче будут позиции Голкова. Для Айдаева же сейчас, наоборот, более выгодно, чтобы выборы мэра состоялись как можно скорее.

Никто не хотел уходить

От предложения «подвинуться», то есть уступить Геннадию Айдаеву пост председателя горсовета, Александр Голков, скорее всего, откажется. Или уже отказался. Таким образом, из главного союзника нынешнего мэра Голков превращается в его главного конкурента. Образумить взбунтовавшегося Голкова и заставить теперь уже бывшую команду Айдаева вновь сплотиться может наличие внешней угрозы, например, в лице Вячеслава Мархаева. Если же Мархаев удовлетворится своим сегодняшним положением и откажется от участия в выборах мэра, то не меньшую угрозу для «союзников» может представлять партайгеноссе из «Единой России», нынешний хуральский вице-спикер Александр Коренев, обладающий партийным ресурсом в городе и давно желающий реальной власти.

И последнее. Если Геннадий Айдаев все-таки решился вновь бороться за свой пост, есть еще одно обстоятельство, которое может сыграть ему на руку. С марта этого года в Конституционном суде Бурятии лежит запрос от старообрядческого общественного фонда «Община», президент которого Василий Устинов попросил суд провести проверку конституционности обновленного устава Улан-Удэ, отменяющего прямые выборы мэра. Если суд вынесет решение о том, что прошлогодние изменения в уставе города нарушили конституционные права горожан, их просто отменят. И теоретически выборы мэра можно будет провести даже раньше, чем выборы депутатов Народного Хурала. А не в 2014 или 2015 году, как того хотел бы Александр Голков.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях