Политика
5037

"Информ Полис": Степная демократия дала сбой

"Монгольская весна" пришла с дубинками и в носках

13 апреля телезрители Монголии увидели шокирующие кадры: бывшего президента страны Энхбаяра не просто арестовали, а вынесли на руках «люди в штатском». Из-за их плотно сомкнутых спин виднелись только ноги экс-президента в носках.

Такое насилие по отношению к бывшему руководителю страны невольно вызвало в памяти Ливию. Правда, аналогии с арабской весной явно некорректны: бывший глава Монголии остался жив. И, в отличие от ближневосточных самосудов, его «опекали» не повстанцы, а представители правоохранительных органов. Да и на спокойствии на улицах городов и сел Монголии политические разборки никак не отразились. Очевидцы утверждают, что сейчас обстановка спокойнее, чем во время беспорядков в 2008 году.

Первая реакция

Реакция на эти события за пределами Монголии осторожная. И только в России почти все федеральные СМИ склоняются к версии, что арест Энхбаяра политически ангажирован как ответная реакция властей на опубликованную им стенограмму совещания после беспорядков 2008 года. Такую оценку московскими СМИ можно объяснить тем, что Энхбаяр считался пророссийским политиком. Он выпускник Московского литературного института. С Бурятией Энхбаяра роднит то, что по матери он потомок бурятских эмигрантов. В эти дни выяснилось, что и супруга Энхбаяра имеет бурятские корни в Аларском районе. Выступая по ТВ9, бывшая первая леди заявила, что так же в 30-е годы начинались репрессии.

- Моего прадеда точно так же арестовали и заставляли против себя давать показания, – сказала супруга Энхбаяра.

Ее прадед Мэргэн гун Гомбожав, монгольский аристократ, ученый- востоковед, был женат на аларской бурятке Боржоновой Агриппине Николаевне.

Если в первом акте висит ружье…

Монгольскую весну 2012 года невозможно понять, если не вспомнить жаркое лето 2008-го. Тогда недовольство результатами парламентских выборов вылилось в разгром офиса монгольских коммунистов. Самое страшное – в тех беспорядках погибли молодые люди. Следствие по этому делу тянется до сих пор, а летом новые выборы в парламент. Поэтому не случайно 2012 год начался с ряда громких событий. Наша газета уже писала о том, что с начала года Энхбаяра вызывали в качестве свидетеля в суд по делу об убийстве во время беспорядков 2008 года. Бывший президент возмущался тем, что суд закрытый и надо обнародовать секретные документы, по которым в суд следует вызвать и нынешнего главу Монголии.

В начале января демократы вышли из состава правительства. В феврале демократы попытались отправить в отставку нового министра обороны за высказывание о том, что вооруженные силы должны быть готовы к наведению порядка во время чрезвычайных ситуаций внутри страны.

Мало кто обратил внимание на мартовский суд по старому делу об убийстве гражданских в ходе беспорядков. Тогда прямо в зале суда арестовали высокопоставленных полицейских, которые в злополучный день беспорядков руководили действиями полиции. Арестованные оказали сопротивление, и за это им «натерли бока». Похоже, этим в Монголии уже никого не удивишь.

Стенограмма-бомба

Если склоняться к теории заговора, Энхбаяра арестовали за то, что 12 апреля он все же передал монгольским СМИ стенограмму из 300 страниц закрытого совещания после беспорядков 2008 года. Стенограмма произвела эффект взорвавшейся бомбы. Судя по ее содержанию, именно действующий президент Ц. Элбэгдорж, тогда лидер демократов, и сподвигнул сторонников на штурм здания МНРП, а политики правящей Монгольской народной партии несут ответственность за расстрел протестующих.

Так это или нет, но арест Энхбаяра словно подтвердил истинность опубликованной стенограммы.

Парадоксальные выводы

Как ни парадоксально, арест Энхбаяра в первую очередь выгоден его партии. Она начала пополняться новыми членами. «Только 14 апреля в МНРП вступило пять тысяч человек!» – пишет комментатор СБН под ником Керулен.

Даже если экс-президента осудят на длительный срок, старейшая партия МНРП будет еще популярнее. Похоже, этот парадокс понимают и президент Ц. Элбэгдорж, и премьер-министр. До сих пор от них не последовало никаких комментариев. Словно подчеркивается, что суд полностью независим от первых лиц государства. Да еще управление по борьбе с коррупцией направило ноту президенту и правительству с критикой в адрес управления госохраны за препятствие задержанию.

Сам Энхбаяр за несколько минут до задержания давал интервью журналистам. Приводим самые яркие отрывки.

То ли еще будет?

Официально никто ничего не комментирует. Простые монголы разделились во мнениях. Многие называют Энхбаяра «крестным отцом коррупции», мол, все к этому аресту и шло. Управление по борьбе с коррупцией завело дело о коррупции давно, перед этим задержало, допросило и потом отпустило личного секретаря Энхбаяра. Но даже противников Энхбаяра возмущает, что арестовывать одного человека приехало почти 300 вооруженных силовиков.

Другие наши собеседники, рядовые жители, уверены, что аресты политиков продолжатся. Многим из них светит обвинение в коррупции, да еще за два месяца до парламентских выборов. Больше всего, простые избиратели боятся новых беспорядков после них и задаются вопросами, не означает ли это закат демократии. Может, Монголии пора стать президентской республикой?

Главный вопрос - насколько ситуация вокруг ареста Н. Энхбаяра подорвет инвестиционный имидж Монголии и отпугнет от нее инвесторов?

СПРАВКА "ИНФОРМ ПОЛИСА"

529091.jpg

Намбарын Энхбаяр - лидер Монгольской народно-революционной партии (МНРП). Избирался президентом страны в 2005 году. До этого он занимал посты спикера парламента и премьер-министра. В ноябре 2010 года делегатами 26-го съезда МНРП было принято решение вернуться к первому названию партии, под которым она была создана в 1921 году - Монгольская народная партия (МНП). Тогда Энхбаяр откололся от МНП и стал лидером воссозданной после раскола МНРП, которая сейчас готовится к избирательной кампании.

Перевод отрывка из стенограммы со­вещательных встреч, проведенных президентом Энхбаяром с руководителями политических пар­тий 3, 4 и 5 июля 2008 года, и совместного призыва, выработанного на встрече руководителей партий в то время (полный вариант на сайте Mongolnews.mn).



М. Энхсайхан: Самое главное заключается в услышанной мной вчера информации о четырех погибших, которых расстреляли. Стреляли не по­лицейские. Это по словам министра юстиции. По­гибших расстреляли организованные люди, кото­рые разъезжали на машине.

Б. Жаргалсайхан: Гоняя их на машине.

М. Энхсайхан: Понятно, что была предпри­нята организованная акция, направленная на пре­вращение в насилие политической демонстрации, протестующей против несправедливых выборов.

Ц. Элбэгдорж: Нужно установить виновников, которые совершили убийство. Передаю документ по этому поводу, адресованный генеральному прокурору. Во-вторых, необходимо остановить пытки, Баяр-дарга! 700 арестованных молодых людей избивают и пытают, вследствие чего ухуд­шилось здоровье некоторых из них. По слухам, есть и погибшие. Эта информация поступила от простых людей. Остановите пытки!

С. Баяр: Элбэгдорж, будьте деликатным. Вы не должны говорить таким тоном, как сержант дает приказ рядовому.

Б. Жаргалсайхан: Давайте, не будем ссо­риться. Элбэгдорж, будь поспокойнее.

С. Баяр: Он возбуждается, когда перед ним ставят микрофон.

Ц. Элбэгдорж: Успокойся сам.

С. Баяр: Я хочу внести одно предложение. Сегодня Монгольское государство работает для того, чтобы установить организаторов этих бес­порядков. Это понятно?

Не следует, как говорится, «ставить палки в колеса». Если пытки действительно имели место быть, то виновники должны понести ответствен­ность. Скажи, кто устраивает пытки? Ни один аре­стованный не будет выпущен на свободу без про­ведения соответствующей проверки.

Ц. Элбэгдорж: Ты должен остановить получение показаний насильственным образом.

С. Баяр: Вообще нужно остановить такое безобразие. Ты пытаешься выдать за реаль­ность то, что услышал от кого-то. Может быть, ты сам придумал это и занимаешься подстре­кательством. Не нужно делать это. Ты же рабо­тал премьер-министром Монголии.

Ц. Элбэгдорж: Имеется множество жалоб. Каждая жалоба связана с определенным нару­шением и инцидентом. Имеются свидетели и подтверждения.

Б. Жаргалсайхан: Полиция заявляет, что не применяла огнестрельное оружие. В чем здесь дело?

Д. Дорлигжав: Ничего подобного. Первые вышедшие делятся своими бедами и невзго­дами. Например, один говорит: «Я стоял перед кинотеатром «Ард», вдруг меня вызвали…».

Б. Жаргалсайхан: Кто вызвал, полицей­ские?

Д. Дорлигжав: Да. Сначала его привезли в место заключения, отбирают все – ремни, ко­шельки. После того как продержали два дня, его отпустили, задав один-два вопроса. Когда он по­требовал вернуть отобранный у него ремень и кошелек, ему сказали: уходи, пока не передума­ли. Он уверяет: «Меня поймали, когда я просто стоял перед кинотеатром «Ард» и не совершил ничего противозаконного». Как это так? Был ли в то время какой-либо контроль или им сказали так делать? Может, сказали, что следует хорошенько напугать? Вы вообще не знаете об этом?

У меня просто нет слов. В травматологи­ческой больнице в настоящее время лежит 16-летний паренек, у которого прострелили ногу сзади. Заметьте, сзади! Все те, кто по­лучил огнестрельное ранение, были застре­лены со спины. Если они оказывали сопро­тивление, то они получили бы ранение спереди. Я слышал по телевидению то, что говорил ми­нистр юстиции вашего кабинета, уважаемый премьер-министр. Он говорит, якобы граждане застрелили друг друга. Он говорил, что ранен­ых только двое. Но всем известно, раненых много в военном госпитале, 1-й поликлинике, травматологической больнице, есть погибшие. Почему пытаются скрыть правду таким обра­зом?

Последнее интервью Энхбаяра за несколько минут перед задержанием

- Над тем, что сейчас происходит, можно смеяться и можно плакать. Мы видим по телевизору, как двадцать-тридцать-сорок полицейских прибыло, чтобы арестовать меня, вот, посмотрите, такой большой автобус приехал. Это, на мой взгляд, свидетельство глубочайшего кризиса государства, олигархи пытаются изо всех сил защитить себя.

Мое понимание ситуации заключается в том, что то, что сейчас происходит, нарушает несколько законов. Во-первых, я не считаюсь подозреваемым, мне не было официально вручено то самое постановление, я ничего не подписывал. Таким образом, в отношении человека, который еще не признан подозреваемым, не могут возникать какие-либо вопросы о его заключении или задержании. Это запрещено законом. Поэтому изданный приговор нарушает закон. Во-вторых, предприняв попытку задержать меня прошлым вечером, они не предъявили никаких документов, никакого официального приговора каких-либо органов. В-третьих, они вытащили оружие. Вот такие нарушения были допущены.

Вдобавок ко всему, если процедура нарушается, то вся деятельность должна быть немедленно прекращена. Но, как мы видим, это до сих пор продолжается - всю ночь, такое ощущение, что наш Улаанбаатар будто окружен.

Корр.: Именно в этот момент идет штурм. Вы раскрыли факты по 1 июля в связи с тремя проблемами…

Э.: Скоро наступит 1 июля, также в парламенте создается фракция МРП, также скоро будут выборы, поэтому таким образом устраиваются гонения на конкурента. Я не сам издавал, а государство издало эту книгу, компания «МИАТ» осуществила доставку по льготному тарифу, в чем я был объявлен виноватым. В отношении мелких приборов, которые мне подарили, мне и Чойжамцу, по надуманным основаниям, будто бы это подарок монгольского народа, проводится расследование, будто бы я присвоил их себе. Чтобы уничтожить телекомпанию «ТВ9», которая стала настоящим голосом справедливости, вот это все специально увязывается. Компанию, которая не имеет никакого отношения к моему сыну, преследуют, будто бы я через своего сына проворачивал различные нехорошие дела, проводят расследование, искажают факты, с целью умышленно привлечь к уголовному делу.

Я бы хотел обратиться к нашим согражданам: бояться не стоит. И я ничего не боюсь. И вы не бойтесь. Это олигархи боятся. Вот такое скопление полиции на самом деле свидетельство их страха. Но чего они боятся? Участвуйте в справедливых выборах, выполняйте обещания, отдайте Оюу толгой народу, Таван толгой отдайте людям, остановите коррупцию и взятки. Настоящие виноватые те, кто 1 июля науськивал, все партии, которые осуществляли махинации во время выборов, выйдите все. И вот из-за того, что я все это рассказал, меня пытаются оклеветать. Они уже слишком увлеклись. Смотрите, что вытворяет полиция города. Это же беспредел. Но это вряд ли вина рядовых полицейских. Над ними стоят их начальники, политики. Они спрятались. Сами ведь не пришли. Поглядите, вот так они думают, что они лучше этих молодых людей, что делают что-то хорошее. Но это все очень печально. Мы боремся за то, чтобы все это исправить. Мы обязательно добьемся своего. Здесь нам нечего бояться. Мы все исправим. Куда бы меня ни отвезли, как бы ни мучали, все это исправим, бояться нечего. Это демонстрирует то, что монгольская демократия полностью изжила себя, Монголия находится в глубоком кризисе. Чтобы подвергнуть аресту одного человека, прибыли сотни полицейских и толпятся здесь, как будто у них нет больше других дел. Их ждут тысячи преступлений, они ведь не расследуют коррупцию власть предержащих, а вот таким образом обращаются с теми, кто борется за справедливость. Что об это можно подумать?

Корр.: Была информация, что вы не явились на следственные мероприятия, несмотря на то что вас несколько раз вызывали. Ваш комментарий…

Э.: Я же говорил. Согласно Конституции, поскольку дело было специально возбуждено против меня, совершенно ложно, надуманно, я не могу свидетельствовать против себя, против членов своей семьи. Поэтому я сказал, что не буду давать показания. Ведь это дело в основе своей носит политический характер, за ним стоят Элбэгдорж, Дорлигжав, Баяр, Су, Батболд, Нямдорж. Я открыто называю главных действующих лиц. Элбэгдорж никакой не демократ, все это неправда. В 2009 году он пришел к власти через махинацию. И то, что сейчас он делает, как раз направлено на то, чтобы скрыть факты мошенничества. Дорлигжав, будучи председателем партии, политиком, незаконно был назначен прокурором. Нямдорж полон злобы и желания мстить. Батболд — глава нынешнего правительства.

Фото из архива

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях