Байкал
4299

Покровитель сильных духом

Только близкие первого олимпийского чемпиона из Бурятии Алдара Бальжинимаева знали его тайну. Перед отъездом он помолился Бухэ Баатару — хозяину Селенги. Об этом рассказали собравшимся на большом молебне-тайлгане, прошедшем возле горы Омулевая

Только близкие первого олимпийского чемпиона из Бурятии Алдара Бальжинимаева знали его тайну. Перед отъездом он помолился Бухэ Баатару — хозяину Селенги. Об этом рассказали собравшимся на большом молебне-тайлгане, прошедшем возле горы Омулевая



На этот субботний молебен не случайно съехалось много спортсменов и военных, чьим покровителем и является Бухэ Баатар (Могучий богатырь). По шаманским преданиям, он был одним из полководцев Чингисхана, обладал богатырским телосложением и при этом имел шаманский дар. Поэтому умел побеждать врагов силой оружия и вселял в воинов боевой дух победителя. После смерти Бухэ Баатар не случайно стал духом-хозяином Селенги, самой большой реки, впадающей в Байкал, ведь эта река берет начало у священной горы Бурхан Халдун, почитаемой как пристанище духа Чингисхана. Поэтому до выделения старообрядцам земель в этом районе буряты свято чтили Омулевую гору. В последний раз обряды в этом месте проходили, по рассказам старых шаманов, в 20-х годах прошлого столетия. Место обитания хозяина Селенги заново открыли случайно.

— Я ехал на машине, когда увидел орла, сидящего под камнем. Орел взлетел, и я невольно проследил за ним. Боковым зрением увидел сидящего наверху горы могучего воина. Приехав в город, обратился к шаманам в «Тэнгэри», — рассказывает уроженец Кижинги Радна Рампилов.

Так, первый в постсоветской России обряд прошел под руководством религиозной общины шаманов «Тэнгэри» и ее главы Баира Цырендоржиева. Не привыкшему к шаманским обрядам человеку обряд кажется грозным и вызывает противоречивые чувства: жалость к жертвенному животному и понимание того, что в знак уважения к духам предков в жертву приносят самое дорогое.

Кроме того, такое заклание барана считается наиболее безболезненным способом принести жертву. Больше всего поразило вхождение духов в шаманов. Молодая шаманка, войдя в транс, вдруг заговорила голосом уставшей старой бабушки, задыхающейся после долгого пути. А сам Баир Цырендоржиев призвал в себя сам дух Бухэ Баатара. После молебна праздник обрел форму народного гуляния, люди отдыхали и радовались теплому летнему дню, ведь это тоже считается угодным небожителям: улад зоной найрлахада, орон тэнгэри баясадаг.

11.jpg

Мясо и внутренности варят, все остальное сжигают, установив кости строго по скелету

12.jpg

Каждого шамана мгновенно окружили люди, желающие задать вопросы

14.jpg

Для подношения шкуру с овцы снимают чулком, голова остается со шкурой и четырьмя копытами. Совершающих обряд черной овцой называют «хара хонитон»

15.jpg

Среди молящихся были иностранцы, в том числе и немецкий шаман

17.jpg

Ветки перед святой горой — шандагата туургэ. На верхней ветке, означающей сэргэ — коновязь, завязали хадаки. Сэргэ туургэ всегда выше, чем шандагата туургэ, как любая коновязь должна быть выше ездовой лошади

См. также "Информ Полис": Алдар Бальжинимаев: Я прошел только первый уровень

Борец из Бурятии выиграл юношескую Олимпиаду

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях