Досуг
4015

Страсти по «Байкалу»

Кому достанется бренд журнала «Байкал» и права на его издание?

Кому достанется бренд журнала «Байкал» и права на его издание? Почему известного бурятского писателя Ардана Ангархаева некоторые его коллеги в писательской среде называют «литературным рейдером»?

В конце июня Вячеслав Наговицын подписал постановление правительства республики о присоединении к ГУП «Издательский дом «Буряад унэн» государственного предприятия «Издательство «Соел-культура». Этот, на первый взгляд, рутинный акт имеет свою скандальную историю.

— Сегодня появились желающие прибрать к своим рукам наш «раскрученный бренд», — писали Вячеславу Наговицыну еще в апреле главные редакторы журналов «Байкал» и «Байгал». — Бюрократической волокитой, сорвав выпуск номеров этого года, они ведут подготовку по передаче права на издание наших журналов. Этот «рейдерский» захват вступает в прямое противоречие с законом о СМИ РФ.

Другого варианта нет?

Новый Бюджетный кодекс позволяет получать бюджетное финансирование только тем изданиям, которые публикуют официоз. Поэтому издатели «Байкала» не могут получить выделенные им на этот год 2,5 миллиона рублей. Вышедшие в 2008 году первые два номера «Байкала» и два номера журнала «Байгал» печатались Республиканской типографией в долг, полгода сотрудники обеих редакций не получают зарплату.

— По закону у «Соел-культуры» должен быть уставный капитал, которого у них нет, — говорит заместитель руководителя администрации президента Бурятии Ирина Смоляк. — Чтобы не ликвидировать предприятие, мы вынуждены объединить его с издательским домом «Буряад унэн». Инициировало этот процесс Министерство имущества. Я сначала долго сопротивлялась, но юристы и финансисты объяснили мне, что другого варианта, кроме объединения, нет.

Последние три года деньги в бюджете на журнал есть. Но довести их до издателя чиновники не могут. Или не хотят.

— Есть два варианта финансировать журнал из бюджета, — считает начальник государственно-правового комитета администрации президента Бурятии Маргарита Магомедова. — Во-первых, через государственный заказ, во-вторых, через республиканскую программу, предусматривающую развитие такого направления. Но сейчас у нас нет ни того, ни другого.

Чего боятся в «Байкале»?

Сам глава издательского дома «Буряад унэн», писатель Ардан Ангархаев, считает, что во главе такого издания должен стоять маститый писатель. Но для его коллег-соперников это имя как раз и является камнем преткновения.

— Ардан Ангархаев представляет одну писательскую организацию — Союз писателей Бурятии, которую возглавляет Матвей Чойбонов, — рассказывает главный редактор журнала «Байкал» Батожаб Раднаев. — Мы же находимся на дистанции от всех трех писательских организаций — СП Бурятии, Байкальского писательского союза и Бурятского отделения Союза российских писателей. И у нас печатаются все. Главный критерий здесь — качество литературы, а не принадлежность к той или иной организации, дружеские или деловые связи.

— Ангархаеву нужны наши два с половиной миллиона и бренд журнала, но выпускать он его не будет, — уверен главный редактор журнала «Байгал» Цыдып Цырендоржиев. — Его издательский дом… кроме официальных газет, ничего не выпускает.

Ирина Смоляк, взявшая коллектив редакции «Байкала» под свою защиту, согласна с издательской политикой журнала.

— Сейчас, когда мы объединили два предприятия, нам будет проще финансировать журнал, — говорит Ирина Смоляк. — Там должны печататься писатели из разных союзов, и уровень журнала должен повышаться, а не понижаться. Я очень рассчитываю на то, что Ардан Лопсонович (А.Л. Ангархаев. — С. Б.) пойдет нам навстречу, и коллектив, который работал над журналом, сохранится в том же составе.

Так не доставайся же ты никому!

Сам Ардан Ангархаев явно не считает обоснованной «демонизацию» его образа в глазах испуганных редакторов «Байкала» и целой группы писателей.

— У меня пока нет планов относительно того, кого печатать в журнале, поскольку до последнего времени я не предполагал, что нам его отдадут, — говорит Ангархаев. — Я сколько этим ребятам объяснял: вы, журнал «Байкал», станьте учреждением Министерства культуры, и тогда не будет никаких вопросов. Если бы они это сделали, никакого присоединения к нам не было бы! В 2008 году я не отвечаю за журнал. Потому что деньги за этот год должны быть направлены им. Если я начну заниматься журналом, то только с 2009 года. Мы создадим новую редколлегию, разработаем новое положение о журнале. Я член редколлегии журнала «Сибирские огни», издающегося в Новосибирске, я достаточно хорошо знаю литературу.

В редакции «Байкала» общие планы с «Буряад унэн» строят только на «переходный период».

— Но в дальнейшем права на издание журнала мы передавать не будем, — сказал главный редактор журнала «Байкал» Раднаев. — У нас в уставе записано, что издательство «Соел-культура» может передать права на издание только с согласия редакции журнала.

Таким образом, издательский дом «Буряад унэн» присоединил к себе лишь обреченное на ликвидацию госпредприятие «Соел-культура». А предмет спора — литературный журнал «Байкал» — так и останется самостоятельным. Похоже, что в будущем году нас ждут не новые номера журнала, а длительные судебные тяжбы за права на его издание.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях