66-летний Владимир Черников уже несколько лет колесит по самым удалённым уголкам страны, да и всего континента. Минувшей весной красноярский путешественник первым в мире покорил полюс недоступности Евразии, который находится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. А уже через несколько дней он отправился ко второй «труднодоступной» точке – в ста километрах от города Кульджа. Вместе с группой единомышленников велосипедист успел побывать и на вулканах в Хакасии.

- Никто и не думал, что они там есть, но около озера Белё нашли аж три штуки. Мы обнаружили ещё и другие и на первомайские праздники большой толпой красноярских велосипедистов съездили туда, – рассказал экстремал trk7.rul.

В родной город пенсионер вернулся спустя месяц. За это время он преодолел более восьми тысяч километров, из них почти две тысячи – на велосипеде. А в начале июля Владимир Черников засобирался в Бурятию – на потухшие вулканы Перетолчина и Кропоткина. Они расположены в Восточных Саянах – в так называемой Долине вулканов.  

К экспедиции присоединились товарищи Владимира Черникова – Алексей Князькин и Сергей Изупов. Как и всегда, она прошла при поддержке экспедиционного центра Русского географического общества в Сибирском федеральном округе.

К путешествию велосипедисты подготовились основательно. Даже предположили, что, приехав в Бурятию, могут столкнуться с необъяснимыми явлениями.

- Нам понадобится защита от комаров, тёплая одежда, запасная обувь для болот и бродов, верёвки для наведения переправ. Причём один брод будет около 200 метров вдоль реки, другой – более 20 метров шириной и глубиной по пояс. Вода очень холодная. Так что упорство приветствуется. Но болота, броды, перевалы, гнус и вероятные встречи с медведями – это отнюдь не единственные испытания, которые предстоит преодолеть, – рассказывал Владимир Черников. – Известно, что в местах разломов земной коры намного чаще случаются аварии, а самочувствие человека ухудшается. Причина, вероятно, в том, что в геопатогенных зонах изменяется планетарное электромагнитное поле. Раскалённая магма, находящаяся в районе вулканов намного ближе к поверхности, искажает это поле сильнее. В результате течение времени и структура пространства в таких местах аномальны. Не исключено, что мы прикоснёмся к каким-то мистическим явлениям, о которых знают и которых побаиваются местные жители.

Обошлось без мистики, но путешествие всё же оказалось непростым. Вместе с попутчиками 66-летний экстремал проехал на велосипеде 630 километров, ещё около 50-ти они шли по горам – маршрутами известного географа и геолога, члена императорского Русского географического общества Петра Кропоткина. И в итоге добрались до уснувших вулканов.

Они отдали дань памяти русскому геологу Сергею Перетолчину, который век назад погиб у вулкана. Тайна его смерти до сих пор не разгадана. А у вулкана Кропоткина участники экспедиции, как и планировалось, установили мемориальную доску в память о великом путешественнике.

- Кропоткин – яркая страница в истории России. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения этого великого человека, теоретика анархизма, идеям которого сейчас следуют лишь свободные путешественники. Символично было помянуть князя Кропоткина на вулкане, названном его именем, – поведал Владимир Черников.

Кстати, на бурятских вулканах он встретился с делегацией из Англии, сообщили в экспедиционном центре РГО.

- Её руководитель – потомок художника Томаса Аткинсона, который побывал в Долине вулканов вообще первым из европейцев – в 1851 году, за 14 лет до Кропоткина. Собственно, из его сообщения, опубликованного в русской прессе, наш географ и узнал об этой уникальной местности. Так что наша встреча здесь тоже была символичной, – считает красноярский велопутешественник.

Отметим, в этом году исполняется 150 лет опубликованному Кропоткиным экспедиционному отчёту, в котором как раз и были описаны вулканы Тункинской долины. Так что поход красноярцев стал поистине историческим. К слову, Владимир Черников впервые  сел на велосипед в 1998 году. За это время он сменил «пять железных коней». Последний, на котором пенсионер ездит уже третий год, оборудован специально для дальних путешествий: хорошо держит колею, имеет специальные багажники и широкие колёса.