Досуг
2243

Театр оперы и балета подводит итоги и делится планами

… и корабль плывет

27 марта отмечается Международный день театра. Кроме праздничных хлопот, это и повод подвести определенные итоги года, оглянуться на проходящий сезон, проанализировать, что было действительно важным, что мешало и что двигало театр вперед

Действие первое

«Летучий голландец» на Байкале»: к новым берегам

Крупным событием театрального сезона стал международный проект – постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Приуроченная к Году Германии в России эта постановка собрала вокруг себя масштабную и представительную команду – немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая, московского художника Марию Вольскую, Иркутский губернаторский симфонический оркестр под руководством Илмара Лапиньша, солистов и хор Бурятского театра оперы и балета.

Впервые за всю историю театра в его стенах зазвучала музыка немецкого гения. Несмотря на все опасения и трудности, спектакль стал прорывом для артистов и откровением для зрителей. Многие зрители отмечали после просмотра, что словно оказались в хорошем европейском театре. Кроме положительных отзывов бурятских и иркутских зрителей, о нашем театре заговорили и в европейской музыкальной прессе. Приятно, что история с «голландцем» только начинается – в апреле планируется показ оперы с участием немецких солистов и иркутского оркестра. Важным в плане кросскультурных контактов станет приезд специально на просмотр «Летучего голландца» большой делегации бизнесменов из Саксонии – премьера в далекой Сибири оперы главного композитора Германии в год его 200-летнего юбилея вызвала живой интерес земляков Вагнера. В эти же дни ожидается приезд из Москвы экспертов национальной театральной премии «Золотая маска» на просмотр спектакля.

Действие второе

«Восхождение»: откуда в Японии бурятская грусть?

С начала нынешнего сезона художественное руководство балета возглавил японский танцовщик, более 10 лет бывший солистом Большого театра, Морихиро Ивата. Свои первые шаги на поприще балетмейстера Мори-сан решился делать в Улан-Удэ не случайно – театр строили его соотечественники и стены Бурятского оперного он считает родными.

Оправдывая ожидания театра и зрителей, Морихиро уже воплотил несколько интересных сценических проектов. Вечер балета «Восхождение» совместно с солистами балета из Москвы и Японии установили на репертуарной карте театра новую высоту. Подобно горе Фудзияма, этот спектакль уже несколько раз покорял зрителей своей красотой и необычностью, и в свое новое восхождение (в предстоящем апреле) Морихиро пригласил всемирно известного танцовщика Фаруха Рузиматова. В планах Морихиро возрождение классического репертуара, и уже в июне мы увидим постановку балета Минкуса «Дон Кихот», в которой можно будет отчетливо увидеть почерк молодого балетмейстера.

Антракт

По традиции в международный день театра проводятся внутри- и межтеатральные капустники. В оперном решили, что это праздник не только артистов, но и всех любителей изящного искусства. Впервые за последние годы артисты встретят его вместе со зрителями на «Концерте-шутке». Принято считать, что оперное искусство элитарное, но на праздничном концерте все будет наоборот – весело, неожиданно и разнообразно: балет запоет, а опера затанцует, в непривычных амплуа выступят все работники театра – от руководства до билетеров.

Действие третье

«Любите ли вы театр, как любим его мы?»

После генеральной реконструкции и реставрации театр переживает исторический этап – с новой дирекцией, в обновленном здании, с новыми целями и задачами. Налицо и мощный толчок в развитии, и сопутствующие болезни роста. В масштабах такого огромного учреждения, своего рода театрального завода, любые изменения вызывают неоднозначную оценку. Театр не пытается оправдываться от несправедливых и иногда просто нездоровых упреков, задаваясь вопросом, а есть ли в этом желании «выплеснуть вместе с водой и ребенка» хоть немного любви к театру?

Помните, как в чеховских «Трех сестрах»: «Придет время, все узнают, зачем все это, никаких не будет тайн, а пока надо жить... надо работать, только работать!».

В этой ситуации особенно ценны поддержка и понимание зрителей, экспертного сообщества и просто друзей театра. Театр оперы и балета, как флагман бурятского профессионального искусства, продолжает набирать ход. Наши солисты упорно защищают честь Бурятии на различных международных конкурсах (чего стоит победа Аюны Базаргуруевой совместно с Даримой Линховоин на международном конкурсе «Competizione dell opera» в Минске и вручение премии в Берлине в конце 2012 года).

Уже в апреле стартует промотур нового гастрольного бренда театра «Байкал-опера» по городам Сибири и Монголии: Новосибирск, Томск, Красноярск, Якутск, Абакан, Кызыл, Улан-Батор. В мае вновь труппу театра ждет встреча с иркутским зрителем, уже давно считающего наш театр своим. В новом сезоне публику ждут постановки оперы «Аида» Верди с приглашением известного питерского режиссера Алексея Степанюка, балета «Бахчисарайский фонтан» в рамках фестиваля имени Ларисы Сахьяновой.

Редкая постановка обходится без приглашения интересных режиссеров, дирижеров, солистов. Несмотря на штормы и ураганы театральной и околотеатральной жизни, театр уверенно идет к новым берегам, доказывая

… И корабль плывет.

Давид Дондупов, музыковед

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях