Досуг
2944

Удивительная история бурятского художника

История про художника, который рисовал на московском Арбате

В мое представление о художниках он не вписывался никак: рассудительный мужчина лет пятидесяти, в очках, в бейсболке, больше похож на учителя по физике. Цыден-Еши Цыдыпов родился в Бичурском районе, в пять лет переехал в Улан-Удэ, учился в 49-й школе. Уже в пятом классе нарисовал рисунок на какой-то конкурс, а его неожиданно напечатали в детском журнале «Мурзилка».

Затем художественная школа на Элеваторе, после ее окончания Цыден-Еши уехал в Москву, в художественное училище, в Абрамцево. После учебы отслужил в армии, вернулся в Москву и пятнадцать лет работал на Арбате. В те перестроечные времена на эту знаменитую улицу Москвы хлынул творческий человек. Художники, музыканты, поэты «тусили» в этом месте.

- Что тогда там творилось! - вспоминает мой герой. - Я работал бок о бок с настоящими мастерами: Анатолием Зверевым (знаменитый художник-авангардист. - прим. авт.), Кембриджем (Владимир Битников - легендарная личность русского экспрессионизма). Кстати, Кембридж помогал снимать художественный фильм для итальянского режиссера Лукино Висконти. Там постоянно светились известные рок-исполнители, поэты, депутаты. Это было весьма насыщенное время. К сожалению, и Зверев, и Кембридж сильно пили тогда... Всю энергию, какую тратили на картины, они восполняли вином. Я этим не увлекался и не увлекаюсь. Помню, на 8 Марта одному из наших мужчина заказал пятнадцать женских портретов по фотографии, выплатил аванс. Естественно, тот загулял аж до 7 марта. И вот уже завтра срок, а он пьяный и ни одного портрета. Пришлось нам с друзьями делить на троих, каждый по пять портретов писал за ночь. Успели, и заказчику понравились. Московский Арбат в моей жизни - это, знаете, другая жизнь.

Цыден-Еши теперь пишет на улан-удэнском Арбате.

2.jpg

- Москва - чисто западный город, я бы сказал, американский, - рассуждает он. - Люди много думают о деньгах. В Улан-Удэ они добрее, чище. Но Москва - город насравнимых возможностей. Например, здесь за день я пишу три-четыре портрета, каждый за 400 рублей. На московском Арбате портрет стоит минимум полторы тысячи. И желающих намного больше. Сейчас мои работы больше бизнес, чем искусство. Было время, когда я был романтиком.

История Цыден-Еши - это училище художеств, московский Арбат в перестроечное время, громкие имена. Именно та жизнь художника, которую я представляла. Сегодня Цыден-Еши совершенно не похож на человека, который прожил 15 интересных и даже удивительных лет в столице России. Говорит он тихо, немногословен, замкнут.

Но его работы говорят, что он настоящий художник. Цыден-Еши уверенными, быстрыми движениями пишет портрет, с каким-то достоинством, что ли. Его собратья по кисти относятся к нему с особым чувством, он для них непререкаемый авторитет. Хотя общаются эти люди между собой запросто. Этакая профессиональная братия со своей культурой.

Горожане тех, кто зарабатывает своим творчеством на пешеходной части улицы Ленина, иногда называют детьми Арбата. Пусть это имя и московское, но оно точно подходит художникам. Они к этому имени относятся чуть снисходительно, но и не отрицают его.

Дарима ГЫРГЕНОВА.

Фото автора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях