Досуг
3424

Дарима Дугданова: Театр "Байкал" - бедный родственник

«Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость»

«Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» – эти слова Владимира Путина, теперь уже всенародно избранного президента нашей страны, стали эпиграфом к статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в рамках предвыборной кампании в газете «Комсомольская правда». И если внимательно прочитать места, где речь идет о культуре, списаны они с положения дел в культуре Бурятии.

В Путин: «В прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным… Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо – пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов… По сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений – упало. Вопрос опять же в «качестве услуг». Рост не всегда положительное явление. Опухоль тоже растет, но едва ли кто-то в восторге от такого развития. Театров множество (почти каждый актер уже имеет либо театр, либо режиссерский дебют в соседнем театре), но вот что касается качества…»

Не то чтобы очень хочется со своей ложкой дегтя подоспеть к бочке с медом, особенно сейчас, когда, правда, искренне приятно за Бурятию. По количеству театров – больших и красивых – мы впереди планеты всей. Как, собственно, и было в советские годы. Но и внутреннее содержание этих театров было другим. Целая плеяда великих имен, которые навсегда вошли в историю мирового классического искусства, – это тоже наша история. И дело не в том, что современное поколение студентов не приемлет классики, нет, просто это классическое искусство не привили, не подали и не преподали. И собираются ли?

Очень часто я наблюдаю картину, когда на местные спектакли публика исчисляется единицами… Не потому, что нет средств у людей. У людей, в том числе и у молодых, нет интереса… Интереса к тому, что делают наши люди искусства. И в этом месте больно не за актеров и музыкантов, а за неэффективный менеджмент в сфере культуры. Вряд ли кто бросит камень в мою сторону, если я скажу, что очередей в театральные кассы нет ни в бурдраме, ни в оперном, ни в русском театре. Исключение могут составить лишь премьеры, открытия и аренды, коим, собственно, и живут наши театры.

«Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость» – это изречение Владимира Путина как нельзя правильно подводит черту под существующим порядком вещей в республике. Потому как национальная культура несет больше, чем само понятие. Это, прежде всего, самодостаточность народа, который знает свою историю, горд за свой народ и за его достижения, будь то искусство, наука, образование. И только это обстоятельство способно привести к условиям, в которых комфортно жить людям разных национальностей в многонациональном государстве. Иначе будет продолжаться то, что происходит: страх перед столицами нашей родины, где всегда существует опасность стать изгоем по расовому признаку.

И если миссия культуры – помочь человеку думать, чувствовать, сопереживать, иными словами, ощущать свою душу, ее наличие, то суть национальной культуры – не дать забыть, что ты сын своего народа, любого – маленького или большого. Вот с последним, на мой взгляд, большая проблема. Отсутствие авторов, композиторов, режиссеров, дирижеров, звукорежиссеров, художников по свету – этот список можно продолжать. И если последних можно нанять, пригласить, привезти, то первых – авторов и композиторов, которые напишут для театра бурятской драмы или «Байкала», – нигде не возьмешь. С этим нужно целенаправленно работать или создать условия для того, чтобы их родила сама земля, среда…

«У нас все меньше и меньше издается художественных произведений на языках малых народов России. Вот это культурное многообразие, которым мы так гордимся и о котором так часто говорим, может быть утрачено, если мы не воссоздадим вот эту систему поддержки культур и языков народов Российской Федерации. Здесь нужно вкладывать средства просто» (В.В. Путин)

Шэнэхэнские старики, теперь уже внуки представителей белой бурятской эмиграции, в Сагаалган выходят в степь и, обратившись взорами и молитвами на запад (в сторону исторической родины – Бурятии), утирают слезы. Они тоскуют по покинутой родине, но именно этот уход позволил сохранить все то, что является исконно бурятским… Как и почему – это вопрос политикам. Эта история дает понимание, насколько далеко мы зашли здесь, у себя, пренебрежительным «успеется». Не успеется! Время играет против. И этот момент почти настал, когда традиции бурятского песнопения уже почти ушли, а костюм, танцы возрождаются узким кругом людей. Когда раз в году со скудным бюджетом проводится День бурятского языка в Республике Бурятия.

Бесконечная история с собственной концертной площадкой для театра «Байкал». И удивляет не отсутствие средств – их нет всегда, когда нет политического решения. Вполне понятно, что аргументы для строительства еще одного театра найти сложно. Но речь идет не о классическом пафосном здании с колоннами и советской помпезностью. Речь о Национальном центре культуры и искусств с функциями визитно-делового, который способен выполнять все необходимые задачи: встречать, провожать, обучать, проводить симпозиумы, форумы – все, что делается на современном витке в контексте развития туристской зоны. Но категорическое «нет» в обсуждении этого вопроса со стороны родного министерства обезоруживает. Тогда, когда непростой процесс переговоров с депутатами Народного Хурала, с федеральным министерством, с администрацией теперь уже вновь избранного президента практически открыл путь к решению нашего общего вопроса… Общего, потому как «Байкал» – и его естественное желание иметь свою площадку – нужен не только сам себе, но и республике, своим многочисленным и преданным зрителям.

Можно и этот вопрос опустить под грифом «успеется». Но, если объективно, самый успешный на сегодня коллектив работает и по всему так и будет работать на условиях «бедного родственника». Еще более странным это выглядит, когда стратегическим выбрано направление туристской зоны. При всем уважении к коллегам, вряд ли туристы поедут смотреть мировую классику в бурятском оперном, когда есть этнический театр «Байкал». Он и сейчас визитная карточка Бурятии. Им встречают, удивляют. Им же и провожают гостей. Но есть опасность, что пластинка заездится, потому как репертуар нуждается в постоянном обновлении. И здесь не тот случай, когда можно взять ноты с полки или сценарий в библиотеке. Иль на худой конец пригласить дирижера или режиссера. Здесь от «а» до «я» приходится «рожать» самим. И какими трудами это дается, догадывается только узкий круг специалистов . А еще есть опасность, что люди в один момент почувствуют себя не более чем обслугой.

«Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России» (В.В. Путин).

Культура – один из немногих путей для Бурятии быть любопытной миру. Это наверняка понимают все. Но одного понимания мало. Необходимы знания, опыт, безусловно, труд и, извиняюсь, талант… Путин в своем заявлении почти угадывает движения в регионах:

«Такие международные центры есть во многих городах Европы и вносят большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры».

И «качество культурной среды», и распространение в мире «национальной культуры» в этом месседже президента России в нашем случае требует достаточного анализа и серьезной «ремиссии», если хотите. Современная бурятская культура в абсолютном большинстве случаев мало напоминает традиции культуры праотцов. Оно и неудивительно: период борьбы с панмонголизмом и долгая работа с превращением нас в единый советский народ сделали свое дело.

Посмотрите объективно – что есть бурятское в Республике Бурятия. Отнимите бездомный театр «Байкал» – останется Иволгинский дацан. Очень допускаю, что коллектив, наступив на горло собственной песне, может работать и в любом другом месте. Благо профессионализма ему не занимать. Играют же чернокожие парни за футбольные клубы России.

Дарима Дугданова, заслуженная артистка России

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях